Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие характеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существования. Д.А.Леонтьев различает следующие формы существования ценностей:
1. Общественные идеалы.
2. Предметно воплощенные ценности.
3. Личностные ценности.
В первой своей ипостаси ценности относятся к категории "социальных представлений", являясь неотъемлемой частью объективного уклада общественного бытия конкретного социума и отражая опыт его жизнедеятельности. Здесь, однако, следует различать ценности социума и идеалы, формулируемые в виде "идеологических конструкций". Для социума значимыми могут быть либо общечеловеческие "вечные" ценности (истина, красота, справедливость), либо конкретно-исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), или ценности малых референтных групп (успех, богатство, мастерство, самосовершенствование) и т.д. В.Краус в работе "Нигилизм и идеалы" пишет: "Только "ценность", а именно в значении чего-то, что хотели бы иметь все, делает идею идеалом" [77].
Общественные идеалы или так называемые социальные ценностные представления не могут быть познаны непосредственно. "Более прямым и адекватным выражением ценностных идеалов, - указывает Д.А.Леонтьев, - служат их зафиксированные в культуре предметные воплощения"[36,с.23]. Воплощением ценностных идеалов может выступать либо сам процесс деятельности, либо ее продукт (деятельность). Совокупностью же таких продуктов и является материальная и духовная культура человечества, реализованная, воплощенная ценность, а не сама ценность, как таковая или "факт + ценность". Культура есть не "сущее + должное", а такое "сущее, которое таково, каким оно должно быть". Таким образом, предметы материальной и духовной культуры, воплощающие общественные ценностные идеалы, сами по себе ценностью не являются. Их "ценностная предметность" - системное качество, проявляющееся в процессе функционирования предмета в системе общественных отношений.
Личностные ценности представляют собой внутренний мир личности. Формируясь, как и потребности, в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают, однако, не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом. Личностные ценности, как и ценности социальные существуют в форме идеалов, т.е. "моделей должного". А.И. Яценко характеризует идеал как "мысленный образец совершенства", "норму, к которой следует стремиться как к конечной цели деятельности". К. Клакхон отмечает, что "ценность является характеристикой не любого желания или предпочитаемого объекта или способа поведения, а такого, который является желательным, то есть желание или предпочтение которого обосновано с точки зрения определенных стандартов или критериев - личных или общественных". При этом критерии желательности желаемого определяются его совместимостью с целями и направленностью развития как личности, так и социальных групп и социокультурных систем. Для К. Клакхона функциональная роль ценностей связана с самим фактом жизни человека в обществе. Необходимость существования ценностей он объясняет следующим образом: " .Без них жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей"[36, с.136].
Таким образом, известны три формы существования ценностей: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные идеалы. В этот ряд не включают ценностные ориентации сознания, не рассматривая их как форму бытия ценностей, поскольку, если личностная ценность индивида - значимая ценность одной из социальных общностей или групп, с которой он себя отождествляет и ценность, предметно воплощённая в продукте его деятельности связаны между собой "необходимо и однозначно", то ценностные ориентации его сознания связаны с ними "не необходимыми и неоднозначными отношениями" (по Д.А.Леонтьеву) [36].
Еще по теме:
Составляющие эмоции
Эмоция — это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенные аффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективное пе ...
Неотъемлемая часть любви - боль
Любовь,- такое простое, известное всем слово. А задумывался ли кто-то над тем, что это слово означает? Думаю, конечно, задумывались. Люди так часто говорят его друг другу. Вот только интересно, что они подразумевают под этим словом? Влече ...
Психокоррекция поведения школьников
Для проведения психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми, которая должна обеспечивать формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов выделяют три основных задачи: 1) способствовать распо ...
