Психокоррекция поведения школьников

Страница 1

Для проведения психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми, которая должна обеспечивать формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов выделяют три основных задачи: 1) способствовать распознаванию школьником трудных для него ситуаций; 2) научить детей анализировать их; 3) выработать алгоритм поведения ребенка в критических для нее ситуациях.

Поступок ребенка – опыт самостоятельного поведения, имеет внутреннее мотивационное содержание. Требования родителей и учителей не действует на ребенка, потому, что он внутренне их не воспринимает. Он их или вообще не выполняет, либо выполняет формально. С.Л. Рубинштейн отмечал, что наши требования без внутренней опоры на то, к кому они обращены, могут вызвать лишь отпор либо протест. Внешние причины действуют лишь через внутренние устои, через психическое состояние субъекта, его мысли и чувства.

Важным условием успеха в преодолении девиантного поведения, является желание ребенка изменить самого себя. Это условие целенаправленных, позитивных, субъективных новообразований. Самосознание – осознание себя как человека – необходимое условие саморегуляции, т.е. управления своим поведением. Одним из важнейших компонентов структуры самосознания является самооценка, объекты которой могут быть различными – предметная деятельность, ее результаты, поведение, умственные и физические качества, способности, черты характера – обобщенный образ «Я». Важнейший параметр самооценки – ее адекватность.

Цель психокоррекции с учениками – превращение социальных норм на личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения и поведения других людей.

Начиная свою работу с подростками, психолог всегда должен помнить, что главное в отношениях с ними – это взаимоуважение и доверие. То, что говорит подросток, всегда должно оставаться тайной. Его проблемы можно обговаривать с родителями и педагогами только по просьбе школьника или с его согласия. Утрата доверия, разглашение тайны, даже случайное, является для ребенка большой психологической травмой и может привести к непредвиденным последствиям.

Подросток чрезвычайно активно стремиться к изменениям, улучшению своего характера, часто ощущая даже ненависть к себе за свое «слабоволие» или «вспыльчивость». Поэтому одной из основных задач психолога является выявление главной проблемы подростка и четкое формулировка ее механизма, и четкие, однозначные направления в достижении цели, которые должны признаваться и самим подростком и окружающими.

Выбор методов психологической коррекции должен проводится в тесном контакте с ребенком.

Обязательным шагом в психокоррекции подростка есть выявление особенностей его мотивации, поиск любых видов деятельности, связанных с положительными эмоциями (радостью, интересом, увлеченностью). Важно, чтобы в эту деятельность не включались элементы нежелательного ,«проблемного поведения». С упором на такую положительную мотивацию возможна работа по достижению желанного изменения. Например:

- Что тебе нравится делать, что ты делаешь с удовольствием?

- Мне нравится ловить рыбу.

- Когда ты ловишь рыбу, то чувствуешь себя спокойно?

- Да, тогда я ни с кем не ругаюсь.

- Ты можешь представить себя сейчас на рыбалке?

- Да.

- А теперь вспомни, как ты говоришь с родителями, и попробуй сохранить спокойствие.

- Да… Я почти не ощущая злости.

- Попробуй еще раз – рыбалка – родители.

- Да, я не испытываю злости. Может быть, я вообще зря заводился?

- Возможно. Ты конечно можешь еще несколько раз «завестись», но это будет недолго. Вспомнив это упражнение, ты сможешь представить себя на рыбалке, успокоиться и нормально разговаривать с родителями или учителями.

В работе с подростками «группы риска» эффективно использовать методы групповой психологической коррекции, ролевые игры. Это дает возможность ребятам рассмотреть свое поведение, как бы со стороны другого человека, т.е. объективно. Кроме этого ролевые игры дают возможность отработать навыки реагирования в сложных ситуациях.

При комплектовании подростковых групп желательно, чтобы количество участников не превышало 5-7 человек, с учетом пожелания ребят, которые могут желать, чтобы группы были смешанными (девочки и мальчики) либо раздельные. Не рекомендуется включать в одну группу более двух участников, которым присущи такие особенности: а) у которых имеются трудности в межличностном общении; б) с проблемами недостаточной интеллектуальности; в) с двигательной заторможенностью.

Желательно объединение в одной группе ребят с различной акцентуацией.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Интеллект личности
Интеллект в переводе с латинского (intellectus) означает познание, понимание, рассудок. Это способность мыслить и рационально познавать действительность. Интеллект зависит от: · генетических особенностей; · избранной человеком направлен ...

Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и с ...

Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Метод беседы, наблюдения, тестирования и др. – являются методами педагогического исследования, т.е. совокупностью способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Метод наблюдения – целенаправленна ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru