Психокоррекция поведения школьников

Страница 2

Во время проведения занятий один или несколько участников могут отказаться от выполнения какого-либо занятия. Это нормальная ситуация. Таких участников следует успокоить, предложить проанализировать выполнение данного задания. В зависимости от возрастной категории группы, подбираются и добавляются новые компоненты. Так в работе с подростками, уже предлагается не только назвать свое имя, но и рассказать о своих увлечениях, охарактеризовать себя. Во время работы распознавания и высказывания чувств, добавляется такое упражнение, как работа в триадах. Когда один подросток говорит, другой слушает, а третий наблюдает, а потом оценивает их общение по определенным параметрам.

Далее обсуждаются параметры невербальной коммуникации, для того, чтобы обратить внимание школьников на неиспользованные резервы передачи чувств, переживаний, состояний. Ребятам предлагают выполнить упражнение. Для этого им раздают карточки, в которых написано, что нужно изобразить. Обычно, дается минут 5 на подготовку. Потом каждый должен показать свою пантомиму. Разговаривать запрещается. Участники должны правильно угадать, о чем шла речь в задании. Это могут быть такие задания: показать, что болит зуб, показать свое волнение перед экзаменом, обиду на товарища, злость и т.д.

Анализ успешности пантомимы осуществляется по схеме: насколько быстро участники догадались о содержании задания, разнообразности выразительных способов и т.д.

Формирование позитивного «Я» включает рефлексию и ранг собственных положительных качеств по формуле «Я – человек, который…». Для этого, например, можно использовать игру «Репортер», где один из участников берет интервью у других членов группы, предлагая каждому сказать несколько слов о себе для праздничной телепередачи в честь какого-либо успешно завершенного дела, в котором участник принимал участие.

С такой же самой целью можно использовать игру «Бомбардировка положительными качествами». В данной игре каждому участнику по очереди остальные участники высказывают только положительные отзывы о нем, его способностях и т.д. Такие упражнения помогают ребятам научится находить в себе и в других положительные качества, уметь высказывать их другим и уметь правильно воспринимать похвалы других людей. Все это способствует развитию эмпатии и рефлексии, формированию позитивного образа «Я», и таким образом повышает самооценку и самоуважение ребенка.

Для овладения навыками анализа своего поведения и способов принятия решений, на групповых занятиях практикуется обсуждение произведений художественной литературы, кинофильмов, герои которых сталкиваются с такими же проблемами, что и участники занятий. В начале обсуждения ребятам предлагается перечислить возможные альтернативные варианты решения проблемы, без учета возможных последствий. После этого им предлагается выбрать одно-два решения с описанием их положительных и отрицательных последствий с учетом чувств героя, его окружения, давления, которое оказывают на него, его личностные особенности и пр. Аналогично можно проводить ретроспективный анализ жизненного решения кого-либо из участников группы, если, конечно, на то имеется его согласие.

Известно, что для многих ребят, особенно подростков, необходимость противостоять натиску группы вызывает стрессовое состояние, поэтому тренировка является необходимым условием в умении отстоять свое мнение, даже когда другие думают иначе. Игра «Умей сказать «нет» дает возможность приобрести такие навыки. Например, разыгрывается такая ситуация, когда трое подростков приглашают четвертого принять участие в вечеринке, где соберутся незнакомые ему люди, и где приглашающие обещают ему какие-то сюрпризы. Разыгрывая эту ситуацию несколько раз и меняя состав участников и главного героя, подростки с помощью психолога должны прийти к выводу, что лучше всего действовать по такой схеме: называть вещи своими именами; твердо отказать, аргументировав свое мнение, предложить свой вариант.

На сегодня психологическая наука и практика имеет большое количество различных групповых игр и тренингов, которые психолог должен использовать в соответствии с поставленными задачами для каждой конкретной группы школьников на основе психолого-педагогических комплексных программ.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Формирование и развитие свойств восприятия
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отлич ...

Схема вывода о психологической гипотезе на основе результатов и оценки валидности эксперимента
Проведение любого эксперимента служит цели проверки истинности сформулированного высказывания о каузальной зависимости только с точки зрения соответствия или несоответствия ему эмпирически установленной связи между НП и ЗП. Интерпретацион ...

Подходы в изучении становления и развития внутреннего «Я»
Развивающееся «Я» является центральной темой нескольких теорий развития взрослых и детей. Эти теории «Я» ставят в центр Я-концепцию индивидуума, то есть восприятие им личной идентичности. Авторы этих теорий используют Я-концепцию в качест ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru