Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нем может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее желание работать с детьми.
Педагог должен помнить, что: нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться; необходимо иметь выдержку, терпение и готовность поддерживать идеи ребят, инициативы, опираться на них; важно уметь уважать решения ребят и помогать им их реализовывать; нужно избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия ребят кажутся ошибочными; стараться разъяснять, убеждать; научиться видеть не только внешнюю сторону, явные проявления всех и каждого, но и узнавать ценностные представления, побудительные мотивы, ожидания, интересы, настроения для создания условий самореализации и саморазвития подростков.
Существуют различные стили поведения взрослого в подростковой и юношеской организации. Наиболее эффективным будет участие педагога, если он в зависимости от данной конкретной ситуации продемонстрирует адекватный стиль руководства и проявит необходимые качества личности.
Педагог, который собирается работать со школьным самоуправлением, должен:
· обеспечить комфортную среду для учащихся;
· определить правила поведения, которые принимают учащиеся;
· показывать детям свое уважение к ним как к личностям;
· требовать взаимоуважения между собой;
· воспитывать уважение у учащихся к самим себе;
· учить их быть независимыми и ответственными за свои поступки;
· знать, как понравиться подросткам;
· постоянно изучать их, определить для себя ведущий вид деятельности;
· быть способным увлечь ребят этой деятельностью;
· объединить вокруг этой деятельности актив учащихся;
· поставить перед ребятами яркую как далекую, так и близкую цель;
· утвердить определенный стиль общения, отношений между ребятами;
· частично передать управление деятельностью ребятам, научить их самоуправлению;
· предложить ребятам разработать символику, традиции, ритуалы;
· должен обеспечить всем надежное чувство защищенности;
· должен сделать коллектив открытым;
· помочь учащимся найти друзей из других школ или городов;
· нужно быть готовым к тому, что, может, понадобится сменить основной вид деятельности или усложнить имеющуюся деятельность, ее способы организации, а может, даже распустить данный коллектив и создать новый.
Еще по теме:
Правила проведения деловой беседы
1. Двойной интерес. Каждый собеседник преследует двойной интерес:
а) относительно существа дела, обсуждаемого в беседе,
б) относительно своего взаимодействия с партнером. Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что обсуждае ...
Этнометодология Г. Гарфинкеля
Гарфинкель (Garfinkel) Гарольд (р. 1917) - американский социолог, создатель этнометодологии.
В книге "Исследования по этнометодологии" (1967) Г. была предпринята попытка распространить методы социальной антропологии и этнографи ...
Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной
ситуации.
В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.
Первая из них состоит в том, чтобы, представляя несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам воо ...