Психотип учителя и особенности самоуправления педагогической деятельностью.

Полезная информация » Школьное самоуправление » Психотип учителя и особенности самоуправления педагогической деятельностью.

Страница 2

3) изменение социального заказа к школе со стороны родителей учащихся;

4) индивидуальные особенности отдельных учащихся и их эволюция в целом под влиянием социально-экономических и духовных ('метасоциальных') факторов;

5) развитие науки или области практической деятельности, лежащей в основе преподаваемого предмета;

6) развитие психолого-педагогических наук;

7) особенности конкретной педагогической ситуации. Назовём готовность учитывать изменения всех перечисленных условий ориентационной компетентностью учителя.

Во-вторых, это педагогическое мышление, позволяющее учителю извлечь из сделанных наблюдений выводы о том, как должен измениться его педагогическая деятельность.

В-третьих, педагогическая рефлексия - способность осмыслить собственный опыт деятельности, результаты последней и извлечь определённые выводы касательно её совершенствования. В-четвёртых, вариативное мышление, позволяющее генерировать (по образцу) достаточное количество вариативных форм, методов и приёмов работы, пригодных для работы в разных ситуациях, с детьми разного уровня обученности, с разными индивидуально-психологическими особенностями и пр.

Все перечисленные качества являются профессиональными качествами учителя и не относятся к числу личностных качеств (в той степени, в какой можно разделить профессиональную деятельность учителя и 'эманацию' его личности в процессе этой деятельности - очевидно, до конца такое разделение невозможно). Они, по нашему мнению, вполне могут быть сформированы (развиты) у массового учителя независимо от его личностных особенностей, в процессе адекватным образом ориентированного педагогического образования.

3. Творческий уровень. Основная характеристическая черта учителя, работающего на данном уровне - творческая инициатива Его профессионально-педагогическая и личностная индивидуальность (представляющая собой, вообще говоря, одно целое) находят отражение в каждой стороне педагогической деятельности такого учителя: в целеполагании, отборе и построении содержания образования, выборе форм, методов, приёмов и средств обучения и воспитания, стиле общения. У учителя есть, несомненно, любимые приёмы, доминирующие стили общения и преподавания, но он использует богатую гамму целесообразных методов и приёмов, постоянно обновляя их, и при необходимости может использовать и 'нетипичные' для него стили работы. При этом творческие учителя сами по себе могут значительно отличаться друг от друга по психотипу, интересам, установкам, пристрастиям, как отличаются друг от друга, например, учитель-популяризатор и учитель-режиссёр. При этом каждый знает свою индивидуальную сильную сторону и осознанно использует её в своей работе. Общим для учителей, работающих на творческом уровне, является то, что их собственная личность является более эффективным средством образования, воспитания и развития, чем любой внешний 'метод' или 'средство'. Именно их имел в виду Э. Фромм, говоря о том, что формирующее воздействие производит само присутствие учителя как высокоразвитого, цельного, гармоничного человека.

В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Педагог-организатор должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. От уровня подготовки педагогов-организаторов во многом зависит успех воспитательной работы. Работа с детьми требует от педагога-организатора самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребенка и детского коллектива. Педагог-организатор должен быть мастером на все руки и при этом непременно оставаться духовным наставником детей, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Метод беседы, наблюдения, тестирования и др. – являются методами педагогического исследования, т.е. совокупностью способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Метод наблюдения – целенаправленна ...

Эмоции и стресс
Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры. В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъ ...

Саморегуляция временной перспективы при депрессивных расстройствах
Основными характеристиками пограничной организации личности являются диффузия идентичности, базирующаяся на фрагментарности образа "Я" и нестабильности его во времени, а также преобладание примитивных защитных механизмов в систе ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru