Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою полярность. Одним из факторов изменения системы ценностей являются социально-исторические условия, на фоне которых развивается личность. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется, и который является их отражением [27;15].
Переоценка ценностей и переориентировка смыслов – закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В этом, по мнению Р.С. Немова, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте следующим за юностью [22;43].
Таким образом, можно сделать выводы, что ценностно-смысловая сфера – это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности юноши и регулирующая способы их достижения. С одной стороны, ценностно-смысловые ориентации прививаются юноше социумом, но, с другой стороны, и сам юноша активно формулирует и конкретизирует их, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые социумом. На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели дает человеку энергию для ее реализации, делая ее приоритетной.
Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение юноши или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным. Неопределенность личностных смыслов мешает юноше занять свое место в социальной системе, что, в свою очередь, еще более дезорганизует их.
Соответственно, нарушения развития ценностно-смысловой сферы человека влекут некий субъективный дискомфорт, который Франкл называет «экзистенциальной фрустрацией», в ответ на которую должна появляться какая-либо реакция компенсации, защиты. [14;54]
Еще по теме:
Характер и фиксированная установка
Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельн ...
Нарушение идентичности у девушек, перенесших сексуальное насилие в возрасте
ранней юности
В современном мире насилие над человеком считается серьезным преступлением против личности. Представители различных теоретических направлений (Н.А.Асанова, А.Б.Орлов, Е.М Черепанова, С.В.Ильина и др.), сходятся в признании патогенного вли ...
Деструктивные супружеские отношения как условие
проявления депрессий в супружеской диаде
Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:
общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);
противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотн ...
