Активность и рефлексия, ее роль в саморегуляции

Страница 2

· Факторы, обусловливающие состояние:

Общая неудовлетворенность собой, депрессивность потребностей, кризис принятия мотивов, кризис реализации мотивов.

· Смыслообразующие факторы саморегуляции:

Активная смысловая регуляция, внешне опосредованная регуляция, резервная мотивация.

4. Индивидуально-личностный.

Личностные уровни регуляции жизнедеятельности мобилизуются в тех случаях, когда надо переделывать не обстоятельства, не жизнь, а самого себя, свои личностные ценности и психологические установки.

Рефлексия – это один из механизмов смысловой саморегуляции, поэтому является источником свободы и устойчивости личности, ее саморазвития. Это осознаваемая форма смысловой регуляции, отличающаяся от усвоенных нами в процессе жизни и развития неосознаваемых психических автоматизмов. [13;18]

Ограничение возможности понимать себя, связанное со слабым использованием способностей к рефлексии, становится значительным препятствием для осознания происходящего, для возможности целостного представления собственной жизни. Ведь рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать смысл собственной жизни и деятельности, позволяет увидеть их во временной взаимосвязи, осуществить смысловое связывание настоящего с прошлым и будущим, что позволяет человеку создавать и сохранять внутреннюю гармонию, необходимым образом изменять свой внутренний мир и не оказываться всецело во власти ситуации.

Саморегуляция позволяет юноше меняться в соответствии с изменением обстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для его деятельности психическую активность, обеспечивает сознательную организацию и коррекцию его действий. [24; 17]

Главное, что юноша осознает мотивы собственной деятельности и может управлять своими потребностями, и это дает ему возможность быть хозяином, творцом собственной жизни, свободу от обстоятельств и возможность самоактуализации, активного творческого отношения к своей жизни, понимание своей самоидентичности. Способность произвольно управлять собственными мотивами – одна из важнейших характеристик человека, показатель гармонии и зрелости личности.

Развитие навыка рефлексии в течение предподросткового и младшего подросткового возраста идет одинаково. Однако к старшему подростковому возрасту в нем появляются значимые различия, демонстрирующие снижение развития навыка рефлексии к концу подросткового возраста. [13;74]

Различия в рефлексии как подсистеме саморегуляции у юношей усиливаются. В предподростковом возрасте значимые различия наблюдаются только в особенностях самоконтроля: повышенной импульсивности, зависимости поведения от наличного состояния. Однако в младшем подростковом возрасте появляется снижение осознаваемости своих положительных сторон и качеств, которое сохраняется и в старшем подростковом возрасте, где к нему присоединяется снижение развития навыка рефлексии в целом.

Рефлексивный анализ выступает в качестве одного из ведущих факторов в процессе саморегуляции (Н.Е. Щуркова, А.А. Шемшурин). Саморегуляция рассматривается как общая способность, рефлексия - как умственное действие, имеющее свои особые стадии, фазы. На основе рефлексии у младшего подростка формируются умения и навыки саморегуляции, подросток уже способен осмысливать цели, собственные действия, способы их осуществления. Таким образом, рассматриваемые понятия «саморегуляция» и «рефлексия», несомненно, одни из самых актуальных в современной педагогике, что и определило наше отношение к содержанию данных понятий, учитывая многоаспектность и неоднозначность их толкования, как в терминологическом, так и содержательном плане.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Тревожность
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные дети об ...

Детский фольклор в детской субкультуре
Анализ детской субкультуры, имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, детского сообщества, группы сверстников. Детская субкультура (от лат. sub под и cultura возделывание, воспитание, развитие) в широком значении в ...

Родители и дети в животном и человеческом мире
У многих видов родители привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка клюет и может даже убить чужого птенца, зашедшего на ее окологнездовую территорию. Есть и люди, которых тоже любят только своих детей. Но у большинства ес ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.inminds.ru