Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю

Полезная информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю

Страница 2

В каждом из описанных случаев дезадаптации детей родители обычно растерянны, поскольку большинство из них недостаточно информированы о возрастных особенностях детей и характерных тенденциях их развития в современных условиях. Часто они не понимают специфических трудностей своего ребенка, ориентируясь лишь на собственный опыт в детстве и не учитывая ни типических особенностей ребенка, ни новых социальных условий его развития. При этом, в зависимости от материального и культурного уровня родителей и принятого в семье стиля родительского воспитания, можно выделить следующие основные варианты реагирования родителей на трудности адаптации ребенка в школе:

1. Первый вариант реагирования состоит в том, что родители стараются не замечать проблем и трудностей ребенка. Это вариант гипоопеки, когда родитель предоставляет ребенку самому решать собственные проблемы, справляться с трудностями и оставляет его без помощи. Часто это сопровождается отсутствием необходимого контроля деятельности ребенка со стороны взрослого, что может приводить к ситуации вседозволенности для ребенка, а иногда проявляется и в форме безнадзорности. Именно в этом случае ребенок предоставлен себе, не получает необходимой поддержки и не ощущает своих перспектив, поскольку у родителей часто отсутствуют соответствующие ожидания и планы относительно будущего ребенка.

2. Другой возможной реакцией является гиперопека, когда родитель, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, усиливает давление и контроль за ним без учета его реальных возможностей. В этом случае ребенок «зарегулирован» навязанными родителями правилами и режимом, может часами сидеть за уроками, но не заинтересован в результате, т.к. истощен и не верит в свои возможности, а реализует лишь цели и планы родителей.

3. Еще одна возможная реакция родителей на трудности ребенка связана с постоянным проявлением сочувствия ему со стороны родителя, желающего облегчить ситуацию своего ребенка, защитить его от неприятностей и порадовать. В этом случае родитель следует всем капризам ребенка, пытается все сделать за него, не выдвигая перед ним четких и объективных требований, т.к. единственным критерием в этом случае является эмоциональная реакция ребенка. При этом родитель часто пытается учиться вместо ребенка, а ребенку выгодно оставаться неуспешным и он начинает манипулировать родителем, требуя награды за каждый шаг. Ребенок не заинтересован в конечном результате, за который полностью отвечает родитель. Так формируется потребительская позиция ребенка, которая закрепляется в виде роли «проблемного» — слабого, больного, неумелого, особенного и т.д., что лишь усугубляет его дезадаптацию [24, с. 68].

В каждом из описанных случаев родители не могут выдвинуть адекватных требований к ребенку, поскольку не понимают его актуальных возможностей и специфических трудностей — их требования всегда или занижены, или завышены. Не могут они оказать и нужной помощи, а их ожидания всегда не соответствуют возможностям ребенка и часто не оправдываются, в результате чего возникает взаимная фрустрация.

Педагоги, сталкиваясь с проблемой массовой дезадаптации детей, также часто растерянны и беспомощны. Это связано, с одной стороны, с незащищенным положением учителя в школе, который в настоящее время перегружен учебной работой, переполненными классами, обилием требований по отчетности. Ситуация осложняется также вариативностью обучения в современной школе, введением новых, часто неотработанных учебных программ, практикой разделения детей на классы коррекции, обычные и лицейские и т.д. В целом положение современного педагога характеризуется тем, что у него много задач, но мало ресурсов — временных, организационных, материальных — на их разрешение. Варианты реакции педагогов на эту ситуацию могут быть кратко описаны следующим образом.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при переходе из начальной школы в среднюю
Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и с ...

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением ...

Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников
Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru