Психолого-педагогические особенности школьной адаптации

Страница 3

Психическое здоровье, являющееся, с точки зрения учёных, основным показателем адаптации, представляет собой совокупность следующих признаков: отсутствие заболеваний, в том числе явно выраженных психических расстройств, нормальное в физическом плане развитие организма, благоприятное функциональное состояние его систем, определённый резерв сил, способствующий преодолению возможных стрессов, состояние равновесия между человеком и миром, гармония между ним и обществом [2; 17; 33]. В физиологии одним из критериев психического здоровья традиционно выделяется функциональное состояние, под которым понимается комплекс характеристик функций и качеств, обеспечивающих деятельность: одним из показателей функционального состояния является умственная работоспособность. Другим критерием психического здоровья является положительное эмоциональное состояние (внутренняя лабильность), эмоциональная устойчивость, т.е. более или менее устойчивый характер реакции ребёнка на определённые жизненные события, эмоциональный фон и настроение.

Обращаясь к феномену адаптации, выдающийся психолог В.Н.Мясищев указывал на то, что, разграничивая медицинский и педагогический аспекты, нельзя забывать о комбинации болезни и социально-педагогической запущенности, их взаимодействии, приводящих к нарушению процесса школьной адаптации [20, с. 342]. Эта взаимная зависимость существует в двух основных формах: либо болезнь и трудновоспитуемость вытекают из одних общих условий, либо болезнь является одним из моментов, способствующих влиянию отрицательных и в социально-педагогическом отношении условий. В первом случае, неблагоприятные внешние условия создают педагогическую запущенность, и эти же условия травмируют нервную систему, влекут за собой конфликты, переживания и т.д., во втором случае, при неблагоприятных условиях жизни у ребёнка возникает если не выраженный невроз, то ряд черт «нервного характера». Обстановка создающая нервность может не содержать в себе ничего антисоциального, однако неустойчивость, возбудимость ребёнка создают у него конфликты с окружающими, что в последствии переносится в школу.

Степень и длительность неблагоприятных внешних воздействий создают различные формы трудности, трудности, которые кроются только в данной актуальной ситуации, создают лёгкую форму трудности, лёгкий налёт дезорганизующих влияний, причиной которых может быть неорганизованность педагогического процесса, дурной пример товарища, конфликт с педагогом: длительно же действующие неблагоприятные внешние условия создают более глубокие трудности, которые организуют мировоззрение, формируют привычки, создают установки (дети социально-запущенные, активные дезорганизаторы школьной жизни, нарушители быта и т.д.). Говоря о роли неблагоприятных внешних условий в нарушении процесса школьной адаптации, большинство авторов [6; 9; 15] обращают внимание и на личностные особенности ребёнка, являющиеся источником затруднений в педагогической работе. Эти характерологические особенности авторы освещают в генетическом разрезе, связывая их возникновение и развитие с условиями прошлой жизни ребёнка [13, с. 24]. Помимо трудновоспитуемых детей с такими особенностями выделяются дети, характер которых осложняется болезненными процессами или их последствиями.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Черты характера как побуждения
Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. В одинаковых обстоятельствах, руководимые сходными или одинаковыми мотивами и отношениями, стремясь к одним и тем же целя ...

Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека
Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, из ...

Понятие и сущность духовного развития дошкольников
Радикальные изменения, происходящие в жизни нашего общества, в том числе в сфере образования, требуют всестороннего осмысления. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, приве ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru