Мышление

Страница 3

Мышление в отличие от других процессов совершается в со­ответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравне­ния, кроме того, может стать классификация. Нередко она вы­ступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскры­тия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Ана­лиз — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных час­тей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, — писал С Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» все­го познавательного процесса. Они относятся не только к отвле­ченному мышлению, но и к чувственному познанию и воспри­ятию. В плане чувственного познания анализ выражается в вы­делении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», вы­деляет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с со­вершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или ас­пекта явления, которые в действительности как самостоятель­ные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предвари­тельно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использова­ние и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотноси­тельно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абст­рагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобще­нию. Она проявляется, например, в том, что из общего опреде­ления — понятия — выводится суждение о принадлежности еди­ничных вещей и явлений определенному классу.

Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение, вероятно, ха­рактерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. По­следнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Мож­но предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в на­ши дни.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Особенности референтной группы
Одним из основных структурных компонентов формирования личности подростка являются ценностные ориентации – разделяемые и внутренне принятые материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в ...

Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Метод беседы, наблюдения, тестирования и др. – являются методами педагогического исследования, т.е. совокупностью способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Метод наблюдения – целенаправленна ...

Акцентуации характера
Характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования л ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru