Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека

Полезная информация » Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека

Учеными-психологами выделяются пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память. Некоторые ученые, например, Немов Р.С. добавляет к вышеперечисленным внимание и речь. Но так как в нашу задачу входит изучение познавательных процессов, направленных на формирование картины мира человека, остановимся только на пяти основных.

Ощущения являются основой всех психиче­ских явлений. Они представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки цент­ральной нервной системой раздражителей, возника­ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу­щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы­зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.

Мышление человека – это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы «видим», представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Мышление является высшим познавательным процессом.

Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение ха­рактерно только для человека.

Без способности запоминать человек не смог бы выжить. Память подразделяют на мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память, кроме того, существует двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и дру­гие виды памяти.

Еще по теме:

Наследственность и характер
Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличаю ...

Черты характера как побуждения
Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуждения, определяющие действия и поступки человека. В одинаковых обстоятельствах, руководимые сходными или одинаковыми мотивами и отношениями, стремясь к одним и тем же целя ...

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
Нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.inminds.ru