Ощущения

Страница 2

Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воз­духа находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приве­дем пример для сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весь­ма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать на­много более высокие звуки, чем человек.

Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высо­та звука зависит не только от частоты колебаний давления воз­духа. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсив­ность, т.е. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха. Более сильный звук иногда вос­принимается как более высокий, и наоборот.

Обоняние — вид чувствительности, порождающий специфи­ческие ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, про­стых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обо­няния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принима­ются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наибо­лее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключе­ний попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также явля­ется и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе го­ловного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у со­бак — около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двад­цатой части.

Указанные различия соответствуют развитости других орга­нов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов жи­вотных значение обоняния выходит за пределы восприятия за­пахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Следующий вид ощущений — вкусовые — имеет четыре ос­новные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, — это наиболее ши­роко представленный и распространенный вид чувствительно­сти. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикос­новении какого-либо предмета к поверхности кожи, не пред­ставляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, бо­лее простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид ре­цепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

На примерах кинестетических ощущений и ощущений рав­новесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощу­щения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая упражнение дви­жениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обоз­начения в науке принято слово, которое происходит от поня­тия «движение», — кинетика, и их поэтому называют кинесте­тическими.

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движе­ний различных частей тела, сохранением позы, равновесия, кон­тролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они вклю­чают в себя такие двигательные моменты, которые выполня­ются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Напри­мер, формирование ощущений, которые способствуют поддер­жанию и сохранению равновесия, происходит благодаря нали­чию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Заключение.
Рассмотренные в данном реферате особенности языка и общения животных, говорят о том, что животные также, как и человек, могут общаться между собой, однако не всегда при помощи вербальных средств (здесь речь идет не о человеческой речи, а ...

Мария Монтессори (1870-1952)
Мария Монсессори - единственный pебенок Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходи ...

Проектировная методика «Тест дерева»
Историческая справка. Проективный графический тест "Дерево" встречается в практике психологической диагностики давно, примерно с XIX в. Одним из первых исследователей, применившим рисунок дерева для изучения особенностей человеч ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru