Заключение

Как заметил Ф.М. Достоевский, мысли о свободе постоянно преследуют заключенных. Он писал, что всякий каторжник чувствует, что он не у себя дома, а как будто в гостях. «По своей природе он – существо, жаждущее свободы. Потребность в свободе особенно остро переживается в первый день заточения, где бы то ни было».

С потребностью в свободе тесно связано стремление к независимости и самостоятельности в своих действиях и суждениях. Осужденные болезненно переживают ограничение своей независимости в связи с применением наказания в виде лишения свободы. При этом срабатывает механизм неудовлетворенной потребности быть независимым, силу которого трудно определить человеку, не попадавшему в эти условия. По мнению Ф.М. Достоевского, не испытав, нельзя судить о некоторых вещах.

Подавляющее большинство осужденных воспринимают сам факт лишения свободы как значительное принижение (заслуженное или незаслуженное) их личности. У неоднократно судимых потребность в престиже приобретает извращенную форму, они почти всегда стремятся продемонстрировать свои достоинства, быть на виду, подчеркнуть свою исключительность, ценность и неповторимость, делают все, чтобы обвинить других и одновременно оправдать себя, поскольку претендуют на роль «правдолюбца», «правдоискателя». Создается своего рода нравственная платформа, благодаря которой они оправдывают свои преступления.

Еще по теме:

Долговременные программы и жизненный путь личности
Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Еще в детстве, каждый человек, чаще всего бесс ...

Жизненное и научное знание в работе психолога
Жизненный опыт познания других людей и самого себя у любого человека обобщается в таких целостных психических образованиях, как концепция жизни и смерти, Я-концепция, концепция другого человека, концепция человека. Это идеи, бытовые теори ...

Работа психолога с родителями гиперактивного ребенка
Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколь ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru