Развитие саморегуляции поведения в юношеском возрасте

Полезная информация » Ценностно-смысловая саморегуляция поведения в юношеском возрасте » Развитие саморегуляции поведения в юношеском возрасте

Страница 1

Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возможностей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных состояний в связи с задачами и событиями деятельности. [19;28] Она обеспечивает также целевое и смысловое соответствие действий субъекта этим событиям, своевременность, пропорциональность действий и т.д.

Юноши с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя в коллективе сверстников, в оценке их окружающими, причем такой, которая по возможности соотносится с самооценкой. Мотивировка поступка становится более дифференцированной. На третьей стадии в развитии юношей определяющее значение имеет саморегуляция поведения как составная часть самовоспитания, а мотивировка поступков служит в этом случае регулятором поведения и деятельности личности.

Особенно зримо прослеживаются изменения в мотивах общественно полезной деятельности юношей. Если у младших подростков преобладают мотивы эмоционального отношения («я хочу заниматься общественно полезной работой, потому что это доставляет мне удовольствие»), то у детей 14 - 15 лет развиваются и начинают доминировать моральные мотивы, такие, как социальная взаимопомощь, ответственность перед коллективом, удовлетворенность от приносимой людям пользы. На первой cтадии подросткового возраста 10 - 11-летний ребенок глобально положительно относится ко всем видам общественно полезной деятельности, что порой связывается с конформностью младшего подростка. Выявлено, однако, что в числе факторов, определяющих отношение подростка, преобладающее значение имеет желание быть со всеми, но не подавляя свою личность, а проявляя себя в общественно важном деле. Постепенно отношение к общественно полезной деятельности дифференцируется, и к 15 годам оно приобретает парциальный и индивидуальный характер (к тем видам, общественная значимость которых очевидна,— активно положительное, к другим более пассивное). [13;75]

В связи с тем, что раскрытие характера развития мотивов позволяет наиболее углубленно исследовать особенности социального созревания личности, рассмотрим подробнее динамику мотивации одного из важнейших видов общественно полезной деятельности — труда юношей, их отношения к труду, важному для людей, общества. Характерно, что более 87% 10 - 15-летних детей положительно относятся к общественно полезному труду. При этом по мере взросления происходит рост мотивов: отражающих широкие социальные потребности (от 14 % в 10 - 11 лет до 61 % в 14 - 15 лет); выражающих отношение к самому процессу и результатам трудовой деятельности (от 30 до 57 %); связанных с осознанием труда как средства формирования личности (от 6 до 88 %); связанных с удовлетворением материальных потребностей детей (от 14 до 41 %) - и снижение роли мотивов, выражающих стремление детей заслужить поощрение. Вместе с тем многие юноши, правильно характеризуя роль и значение труда, не принимают участия в трудовой деятельности, особенно в производительных ее видах, что четко сказывается на иерархии их мотивов. Анализ факторов, побуждающих юношей участвовать в общественно полезном труде, позволил выделить несколько основных групп мотивов их отношения к этому труду.

К первой группе мотивов, адекватных общественно значимому смыслу труда, относятся такие, как стремление сделать что-то полезное для других, в том числе незнакомых людей, для школы, страны, мира и т.п.; стремление сделать это полезное дело самому, лично, по принципу «кто, если не я». Юноши, обладающие такими мотивами, чаще всего оказываются более самостоятельными в проявлении своих стремлений, в отличие от детей с другими, в том числе и с коллективистическими, мотивами. Попав в ситуацию выбора между делом, нужным для других людей, и делом, связанным с престижем своей группы (например, трудовое соперничество на субботнике: чей класс высадит больше деревьев и т.п.), эти дети выбирают то, что наиболее необходимо другим людям, даже если при этом они не получают поддержки товарищей. [10; 26]

Юноши, для которых характерно преобладание второй группы мотивов - коллективистических, также устремлены на те участки работы, которые необходимы для других, но их цели больше связаны с переживаниями за товарищей, за то место, которое займет их класс, отряд, бригада в соревновании и т.п. Такие дети с большим желанием участвуют в общественно полезном труде, они могут работать и индивидуально, но если это важно для их коллектива. В то же время самостоятельно сделать что-то полезное для других, тем более, если это останется неизвестным, они не стремятся. Мотив общественной пользы для этих детей получает свое развитие только в совместной трудовой деятельности. [13;94]

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Формирование внутрисемейной коммуникации.
Формирование внутрисемейной коммуникации – это, прежде всего, установление отношений между супругами. Большую роль в этом играет церемония бракосочетания. В любой культуре существует установившаяся традиция проведения церемонии заключения ...

Знаменитые последователи З.Фрейда
Шандор Ференци 22 мая 1933 года. Умер Шандор Ференци - венгерский психиатр и психоаналитик, один из учеников и последователей З. Фрейда. Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия – 22.5.1933, Будапешт) — венгерский психиатр ...

Проблема интенсификации чувственной деятельности и её динамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru