Развитие саморегуляции поведения в юношеском возрасте

Полезная информация » Ценностно-смысловая саморегуляция поведения в юношеском возрасте » Развитие саморегуляции поведения в юношеском возрасте

Страница 2

Для юношей, которых характеризует преобладание третьей группы мотивов — групповой солидарности, общественная польза дела отступает на задний план, а вместе с ней и критическое отношение к себе и к той роли, которую они играют в совместной деятельности. Такой ребенок идентифицирует себя с группой (звеном, отрядом, классом и т.п.). Дух соревнования, соперничества с другой группой заслоняет перед ним основной смысл трудовой деятельности. Результат труда он видит в победе, первенстве, количестве сделанного, забывая о пользе самой деятельности.

Что касается четвертой, индивидуалистической группы мотивов, то они подразделяются на две подгруппы: индивидуально-общественные и узко индивидуалистические. При этом у юношей с индивидуально-общественной мотивацией отсутствуют корыстолюбие, асоциальная направленность и т.п. В соотношении между самоутверждением в труде и получением выгоды от участия в нем у этих детей явное преимущество занимают мотивы самоутверждения. [25;64]

Ведущими мотивами участия юношей в труде являются мотивы, адекватные общественно значимому смыслу труда, свидетельствуя о преобладании в нравственной сфере личности растущих людей общественно ценных устремлений.

Ценностно-смысловая сфера личности занимает место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческой структуры сознания, с другой. Ценностно-смысловая сфера – это ядро личности с ее неповторимой картиной мира. [29;74]

Ценностно-смысловая сфера как подсистема саморегуляции состоит из:

· Ценностные ориентации – основания, по которым юноша «выстраивает» воспринимаемые объекты, субъекты, события по степени их значимости.

· Личностные смыслы – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для – меня».

· Направленность личности – это система устойчиво характеризующих юношу побуждений (что юноша хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

· Репертуар референтных групп – это социальная группа, которая служит для юноши своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций юношей является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности. [23;83]

Ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки. Юноша стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Ценностно-смысловые ориентации юноши формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институализированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие). [19;92]

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические особенности протекания психических процессов и прежде всего – мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей [27;12].

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.
К психическим состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение как сотрудников ОВД, так и лиц, вовлеченных в сферу их деятельности, следует, прежде всего, отнести: состояния тревоги (тревожность), страха, стресса и ег ...

Одиночество
Длительное одиночество неизбежно вызывает изменения в психической деятельности. Р. Бэрд после трех месяцев одиночества на леднике Росса (Антарктида) оценил свое состояние как депрессивное. В его воображении рождались яркие образы членов с ...

Преподавательская деятельность психолога
Настоящее преподавание предполагает не только передачу студентам основ данной науки, но и постоянную демонстрацию возможных рассуждений по поводу этих основ, а также демонстрацию возможностей самого научного метода при анализе и решении п ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru