В современных условиях практически каждый человек попадает в ситуации, субъективно переживаемые как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Большое значение приобретает всестороннее изучение феномена психологического совладания с жизненными трудностями, связанного с необходимостью преодоления физических и эмоциональных нагрузок.
Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии, исходя из своих адаптивных возможностей и параметров трудной ситуации. Наиболее часто применяемые стратегии объединяются в стили совладающего поведения, представляющие собой более устойчивые личностные образования. Исследователи (R. Lazarus и S. Folkman, N. Endler и J. Parker и др.) выделяли сначала 2, затем 3 базовых стиля совладания: проблемно-ориентированный (рациональное решение проблемы), эмоционально-ориентированный (эмоциональное реагирование на ситуацию) и стиль избегание (уход от решения проблемы), включающий в себя два субстиля: отвлечение (избегание проблемной ситуации через участие в замещающей деятельности) и социальное отвлечение (поиск поддержки у других людей).
При рассмотрении форм отвлечения исследователи наряду с просмотром телепередач и телефильмов, прогулками по любимым местам и т.д., указывают и шопинг (от англ. to shop – покупать в магазине). Но, несмотря на это, на сегодняшний день не существует специальных исследований шопинга как инструмента совладания с трудными ситуациями. Именно это является предметом нашего исследования.
Шопинг представляет собой особое социальное поведение, формирующееся в экономически развитых странах с высокой культурой потребления и развитой структурой рыночных отношений. На данный момент шопинг, или потребительское поведение людей, изучается в основном в рамках экономических, маркетинговых и социологических исследований, акцент в которых делается на изучении социальных и индивидуальных причин предпочтения покупателями того или иного товара или услуги. В психологии исследованию шопинга отводится гораздо меньше внимания. Как правило, исследования шопинга в психологии охватывают такие аспекты, как мотивация покупок и влияние разного рода социально-психологических факторов (мода, реклама и т.д.) на потребление.
Вместе с тем в последнее время все чаще отмечается использование шопинга не только в целях приобретения необходимых товаров, но и как средство снятия эмоционального напряжения и отвлечения от насущных трудностей и проблем. Так, по результатам интерактивного исследования, проведенного компанией ACNielsen в ноябре 2005 года, почти три четверти взрослых жителей России рассматривают шопинг в качестве развлечения и приятного времяпрепровождения. При этом 40% россиян в целях снятия напряжения и достижения эмоционального или психологического подъема используют покупку предметов одежды, а 24% – снимают напряжение через приобретение продуктов питания. Для сравнения: доля любителей такого «терапевтического шопинга», сфокусированных на одежде, в среднем, во всем мире не превышает 18%, а доля любителей «терапевтического» приобретения продуктов питания составляет лишь 10% (Волкова, 2006). Полученные данные позволяют констатировать реальное увеличение в России частоты использования шопинга в целях отвлечения от разного рода трудностей и проблем и определить новую линию исследования шопинга в психологии – как инструмента совладания с трудными ситуациями.
Шопинг представляет собой одну из стратегий отвлечения, входящую в стиль избегание, суть которой заключается в уменьшении эмоционального напряжения, вызванного определенной проблемой, через участие в деятельности, связанной с посещением магазинов (разглядывание витрин, товаров, стеллажей, приобретение вещей, общение с продавцами и др.).
В изучении шопинга как способа совладания мы выделяем несколько линий исследования. Одна из них, на наш взгляд, состоит в изучении факторов, детерминирующих выбор шопинга в качестве стратегии совладания. Мы полагаем, что частота обращения к шопингу как совладанию связана как с определенными индивидуально-психологическими и личностными особенностями субъекта, так и со спецификой стрессовой ситуации.
Еще по теме:
Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-препод ...
Особенности психических процессов у людей, имеющих
экстрасенсорные способности
Для того, чтобы формировать в себе экстрасенсорные способности, каждый человек должен уметь управлять своими психическими процессами. Именно это может дать каждому «магическую» силу, способность контролировать и понимать окружающий мир и, ...
Дедуктивная аргументация
Дедуктивная аргументация представляет собой выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых положений. Если выдвинутое положение удается логически вывести из уже установленных положений, это означает, что оно приемлемо в той ж ...
