Вторичное соотношение полов (при рождении) меняется: на 100 плодов женского пола приходится 103-107 мужского. Мертвыми рождаются больше мальчики, чем девочки. До 15 лет разница в смертности мальчиков и девочек незначительна, а после 15 лет она существенно возрастает. В этот период смертность среди подростков и юношей связана с дорожными происшествиями, различными увечьями и самоубийствами. За всем этим стоят присущие мужчинам безрассудная смелость, неосторожность и страсть к риску.
Повышенная уязвимость особей мужского пола сохраняется на протяжении всей их жизни. Сегодня хорошо известно, что смертность мужчин в различных возрастных группах выше, чем женщин.
В результате действия этих и других факторов третичное соотношение полов (во взрослом состоянии) меняется в пользу женщин, то есть, в конечном счете, в популяции их всегда несколько больше, чем мужчин. Например, в половой структуре европейских стран, Северной и Латинской Америки, Австралии перевес женщин составляет примерно 5%.
Повышенная жизнестойкость женщин находит отражение в продолжительности жизни. Известно, что они живут в среднем дольше мужчин. Средняя продолжительность жизни в 1986 году у нас в стране была у мужчин в городе- 65,7, на селе- 63,5 года, у женщин в городе- 74,2, на селе-72,6 года.
К психологическим различиям между женщинами и мужчинами не смогли еще подобрать ключ ни рациональная наука, ни поэтическое вдохновение, нередко опережающие научные открытия в области духовного, ни всюду проникающий житейский здравый смысл. Кто осмелится решительно провести линию между мужским и женским началом, и кто скажет, в чем конкретно проявляются женственность и мужественность?
Тем не менее, каждый нормальный человек почти интуитивно ощущает и осознает массу психологических различий между представителями двух полов. Не странно ли: различия есть, а толково объяснить их никому не удается?
Ученые разных стран неоднократно предпринимали попытки выявить различия в психологии мужчин и женщин. Советские медики Д. Н. Исаев и В. Е. Каган проанализировали обширную литературу по данному вопросу; некоторые сведения из их книги, думается, будут интересны нашим читательницам.
Прежде всего, следует иметь в виду, что научные данные далеко не всегда подтверждают сложившиеся в нашем сознании представления о различиях в психологии представителей обоих полов. Уверенно можно говорить лишь о том, что мужчины более агрессивны, мальчики превосходят девочек в математических и зрительно-пространственных операциях, а у девочек выше языковые способности. Предварительно наметились, но требуют уточнения различия в общем, уровне активности, соревновательности, стремления верховодить, чувствительности к прикосновениям. У девочек и мальчиков по-разному проявляются такие черты, как послушность и заботливость, страх и тревожность.
Но даже те различия, которые обнаружены с большей степенью достоверности, зависят от обстоятельств. В некоторых случаях различия нивелируются, приглушаются.
Например, можно ли считать, что женщины всегда менее агрессивны, чем мужчины? Как показали исследования зарубежных авторов, агрессивность не обусловлена психофизиологическими предпосылками, следовательно, от природы мужчины и женщины агрессивны в равной степени, но ведут себя по-разному. Мужчины не скрывают свою агрессивность, тогда как женщины подавляют ее в силу присущих им тревожности, чувства вины, способность входить в эмоциональные состояния другого. А в некоторых ситуациях и мужчины и женщины демонстрируют одинаковую агрессивность. В целом же у мальчиков с возрастом она увеличивается заметнее, чем у девочек. Стереотипы агрессивности усваиваются особенно активно после 6 лет вместе с полоролевыми стереотипами поведения. И случается так, что девочка ведет себя довольно агрессивно, потому что лучше усвоила мальчишеский тип поведения, а мальчик менее агрессивен, поскольку у него под влиянием воспитания возникли девчачьи черты и повадки.
Ученые отмечают и различия в активности психической деятельности, касающиеся ее содержания: у мужчин она проявляется в самоутверждении и самовыражении, у женщин - в общении и установлении эмоциональных контактов. Девочки и женщины более отзывчивы к чужим переживаниям, они эмоционально, а не рассудочно понимают другого, больше сопереживают и сочувствуют. Однако готовность помочь человеку заметнее проявляется у мальчиков и мужчин.
Еще по теме:
Стенические
и астенические эмоции
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.
Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. Заинтересов ...
Развитие двигательных функций
У детей с церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено, начиная с периода новорожденности. В основе этих нарушений — запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее зна ...
Психодиагностика
Термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае — это область психологической науки «О методах классификации и р ...