Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением

Полезная информация » Дети девиантного поведения как объект социальной работы » Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением

Страница 2

Подростки, с девиантным поведением, связанных с употреблением наркотиков, характеризуются, как правило, негативным отношением к действительности, к труду, к учебе, а также к родителям, учителям, сверстникам.

Как наиболее значимый фактор в развитии отклонений поведения, связанных с употреблением наркотиков, выделяются неблагоприятные семейные условия, играющие главную роль в процессе социализации в дошкольном и младшем школьном возрасте (Л.С. Алексеева, И.В. Вейнгольд-Рыбкина, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, Л.И. Пелипенко, О.С. Подосян, М. Раттер, В.А. Сонин, В.Я. Титаренко). Между тем, как отмечает Д.И. Фельдштейн, в семейных отношениях ребенок черпает первые образцы человеческих отношений и культуры общения, они, в более позднем возрасте, являются тем нравственным идеалом, по которому сверяют свои поступки подростки. Неблагоприятные семейные отношения, недостатки школьного воспитания, приводят к низкой успеваемости, к формированию негативного отношения к учебной деятельности и труду, к нарушению системы отношений с окружающими и, накладываясь на биологические предпосылки (тип ВНД, темперамент), способствуют появлению акцентуаций характера и отклонений в поведении.

Как показывают психологические исследования (С.А. Беличева, И.В. Вейнгольд, А.И. Великороднова, А.Е. Личко), в семейных отношениях, отрицательно влияющих на личность подростков, прежде всего выделяются: авторитарное лидерство старших на всех этапах формирования личности (условия жестких взаимоотношений); гипоопека; отчуждение старших (эмоциональное отвержение); потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция (Личко А.Е.).

Основываясь на понимании личностных нарушений подростков с девиантным поведением, связанными с употреблением наркотиков, возможно выделение различных подходов в коррекционной работе связанных с рациональной организацией воспитания, с использованием психологических и психотерапевтических методов современных психолого –педагогических технологий, развитию позитивных отношений могут способствовать и популярные среди подростков виды спорта. Выбор видов спорта может быть обусловлен не только их популярностью, но и тем, что они способствуют развитию психических и нравственных качеств учеников (К.М. Барский, М.М. Богачихин).

Таким образом, как показывает анализ, девиантное поведение в подростковом возрасте, особенно связанное со склонностью к наркомании, объясняется не только "переходностью", маргинальностью возраста, но в основном, является следствием причин социального характера, приводящим к различным личностным нарушениям (неадекватная самооценка, низкий уровень социализации, негативные межличностные и субъективные отношения). Проблема коррекции такого вида девиантного поведения сохраняет актуальность, что обуславливает важность дальнейшей разработки вопросов о включении педагогически запущенных подростков, склонных к употреблению наркотиков, в систему психокоррекционных мероприятий, создание мотивации к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Поэтому, мы считаем целесообразным в следующей главе более подробно рассмотреть вопрос технологий социальной работы с детьми девиантного поведения.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Деловое общение
Перцептивная сторона – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания. Для перцептивной стороны общения характерно формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, устан ...

Человек как субъект сексуальности
Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальность является врожденной потребност ...

Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии
В результате социального познания людей и категоризации социальных явлений создаются специальные психологические образования — социальные стереотипы. Обычно это упрощенные устойчивые представления о различных социальных, в том числе этнич ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru