Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств

Полезная информация » Депрессия » Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств

Страница 2

Иное направление создания типологий депрессий связано с выделением в качестве критерия классификации формального признака - типа ведущего аффекта. Так, Вертоградова О.П. выделяет тоскливый, тревожный и апатический аффект, вызывающие формирование специфических идеаторных и моторных нарушений. Психологическое определение аффекта не совпадает с клиническим, оставляет апатию за пределами круга эмоциональных явлений, скорее как негативное расстройство эмоциональной сферы, отсутствие аффекта.

Эмпирическим путем были выделены кластеры облигатных и факультативных депрессивных симптомов. Этот подход положен в основу практических руководств (DSM) и признает равноправие всех теоретических направлений, объединяя биологические, психоаналитические, поведенческие теории и исследования в решении задач лечения и изучения психических расстройств.

Обобщая разнообразные квалификации депрессии как расстройства, определяемого, в первую очередь, эмоциональными переживаниями отрицательного спектра (гипотимным аффектом), рассмотрим точки зрения авторов основных моделей депрессии на этиологию этих переживаний. Следует отметить, что в литературе даже сам термин "депрессия" употребляется в различных значениях. Так, под депрессией подразумевают клинический синдром (О.П.Вертоградова и др. 1980), нозологическую единицу (Ю.Л. Нуллер, Т.Я.Хвиливицкий), тип эмоциональной реакции.

«Изучение психоаналитических концепций депрессии показало, что исследование депрессии начинается с классической работы З.Фрейда "Печаль и меланхолия" (1917). Он связывает возникновение депрессии с утратой любимого объекта, но в отличие от "работы печали", когда сохраняется принцип реальности, меланхолия вызвана "бессознательной потерей", связанной с нарциссическим характером привязанности и интроекцией свойств объекта любви. По мнению Фрейда, внешне направленная на себя враждебность (агрессия) в виде лишения энергии и самообвинений, при депрессии направлена на утерянный объект, превратившийся в результате идентификации в часть Эго. Психоаналитики предполагают, что предрасположенность к страданию формируется на оральной стадии развития младенца, в период его максимальной беспомощности и зависимости. Утрата объекта либидо (реального или воображаемого) приводит к регрессии, при которой Эго переходит в состояние доминирующей инфантильной травмы. Возникновение депрессии связано не с реальным, а "внутренним объектом", чьим прообразом является мать или даже материнская грудь, удовлетворяющая витальные потребности младенца. Травматические переживания, связанные с отнятием от груди, формируют неустойчивую самооценку, в результате чего пациенту не удается достичь во взрослой жизни доверия к себе, и он возвращается к своей амбивалентной зависимости от груди. M.Klein (1948) усматривает происхождение депрессии именно в осознании этой амбивалентности. Введенное автором понятие "депрессивной позиции" описывает этап, через который проходит каждый ребенок (или пациент в анализе), осознавая, что его любовь и ненависть направлены на один и тот же объект - мать. Именно фиксация на депрессивной позиции, по Klein, становится причиной депрессивного расстройства. В качестве общей генетической почвы депрессивного и обсессивного расстройств Winnicott (1958) видел невозможность успешного прохождения стадии депрессивной позиции. Согласно его концепции, депрессия есть регресс ко времени, когда ребенок делал первые успехи с помощью матери, а обсессия - к образу воспитывающей, сдерживающей и наказывающей матери (Winnicott 1958) Онтогенетической позиции придерживается и Fairbairn (1952), выводивший этиологию депрессии (также как и шизофрении) из нарушений развития ребенка, находящегося на стадии полной зависимости от матери и ее кормящей груди».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения ...

Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции по­мешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то ...

Понятие депрессий в отечественной и зарубежной психологии
Депрессия как патология, затрагивающая различные сферы психической деятельности, представляет собой одну из наиболее существенных психологических проблем. Однако именно психологический аспект изучения депрессии является наименее разработа ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru