Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств

Полезная информация » Депрессия » Анализ основных подходов по проблеме депрессивных расстройств

Страница 1

Определение депрессии относится к различным сферам, объединяя неоднородные явления: 1) пониженное настроение; 2) умственно-речевое торможение; 3) моторная заторможенность. В связи с тем, что, некоторые из данных признаков так же обладают не абсолютным значением (например, депрессия может выражаться также и в двигательном возбуждении и ажитации), некоторые исследователи ведут поиск ядерного расстройства (О.П.Вертоградова, В.Н.Синицкий 1986, Ю.Л. Нуллер). В то же время рад исследователей по-прежнему выделяют три уровня, на которых проявляется депрессия: аффективный, идеаторный и моторный (Вертоградова О.П. и др.).

Попытки упорядочить накопленные данные о депрессивных расстройствах нашли реализацию в многочисленных типологиях и классификациях (Kleist 1928, Плотичер 1968, Наджаров 1968, Ю.Л.Нуллер 1973, Kielholz 1970, Хвиливицкий 1972 и др.).

«В основу одних положен традиционный для клиники причинно-следственный критерий, позволяющий выделить первичную и вторичную депрессии. Деление на первичную и вторичную депрессии дает возможность клиницистам выделить ведущую или вспомогательную роль депрессивного расстройства в синдроме, независимо от обсуждения этиологии, и избегая дискуссии по поводу соотношения - "эндогенное-реактивное" или "психотическое-невротическое".

Таким образом, дихотомия "первичная - вторичная", устанавливая причинно-следственные зависимости между различными расстройствами, решает диагностические задачи, устанавливая первичность: «1) по времени проявления; 2) по степени выраженности (объему симптомов); 3) по терапевтической динамике (в порядке редукции)».

Другой подход связан с выбором в качестве основания для классификации депрессивных расстройств этиологического критерия. Так, выделяются депрессивные расстройства, имеющие внутреннюю биологическую причину - эндогенная депрессия, и внешнюю (в широком смысле как экзогенное воздействие) - реактивная депрессия. Факторы, вызывающие эндогенную депрессию, и факторы, провоцирующие реактивную депрессию, относятся к двум принципиально различным классам причин. К первым относятся генетические, биохимические материальные процессы, происходящие во внутренней среде организма; ко вторым - социальные, психологические процессы, определяющие адаптацию личности.

Деление депрессивных расстройств на психотическую и невротическую депрессию частично пересекается с делением на эндогенные и экзогенные депрессии, являясь более многозначным. Оно возникло, главным образом, под влиянием теоретических работ Фрейда и других психоаналитиков, и в основу типологии положен критерий тяжести симптомов. Разделение "психотическое -невротическое" - главная позиция традиционных диагностических классификаций, в частности ICD-9, DSM-1 и DSM-П. Понятие "невротическая депрессия" не имеет единого определения и употребляется в литературе в следующих смыслах: 1) непсихотическая форма депрессии, характеризующаяся отсутствием бреда, галлюцинаций, нарушений восприятия; 2) неэндогенная депрессия, т.е. вызванная психологическими причинами, а не биологическими факторами; 3) депрессия ситуационно обусловленная; 4) малоадаптивныи личностный паттерн; 5) "неавтономный" тип депрессии. Позднейшие классификации Американской психиатрической ассоциации (DSM-I1L, DSM-ffl-R, DSM-IV) отклонились от предшествующих номенклатур путем исключения этой категории, которая перестала существовать в качестве отдельной рубрики. Однако, по мнению некоторых авторов (Молодецких В.А. 1997), устранение этиологического фактора из классификаций вызвало утрату психологического (содержательного) аспекта, как в рассмотрении генеза депрессий, так и при выборе адекватных мер воздействия.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)
Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполня ...

Специфика внутригрупповых отношений в производственной группе
Конфликт в организации — столкновение субъектов совместной деятельности (индивидов, групп, структур) в рамках организации или межорганизационном пространстве. Организация — основная ячейка в структуре современного общества. Все люди входя ...

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru