- однопорядковость их элементов;
- достаточное множество их и целенаправленный выбор, а также дифференциация групп лиц, подлежащих исследованию в зависимости от профессионального или процессуального статуса.
В юридической психологии статистический метод, в частности, используется для определения влияния психотравмирующей и негативной обстановки мест лишения свободы на личность различных категорий осужденных, например несовершеннолетних, или для определения судебно-психологической экспертизы.
Следует отметить, однако, что статистический метод, как и математический, - это метод количественного, а не качественного исследования, поэтому информация, получаемая с его помощью часто страдает односторонностью. Лишь в системе с другими разнообразными методами он обеспечивает адекватное, объективное и полное отражение предмета познания.
Важное место среди общенаучных методов психолого-правового исследования занимает логический метод, который достаточно тесно связан с историческим методом и находится с ним в тесной диалектической связи. Задачей логического метода в психолого-правовых исследованиях является раскрытие роли, которую играет психологический элемент в государственно-правовой системе, в частности, логический метод позволяет, опираясь на данные конкретного исследования, вскрыть те психологические закономерности государственно-правовых явлений и процессов, которые не лежат на поверхности, а проявляются как их тенденция, сущность или содержание.
В психолого-правовом исследовании логический метод проявляется как анализ и синтез, выделение логических последствий из принятых посылок, абстрагирование, обобщение, идеализация, конструктивизация, дедукция, индукция и т. д. Важным общенаучным методом является исторический метод. История, являясь наукой, изучающей реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран и народов или сторон общественной жизни, одновременно представляет собой теорию этого развития, поскольку не только констатирует исторические факты и процессы, но и вскрывает их глубокие закономерности, неизбежность и объективность. Будучи теорией, история всегда выступает одновременно и методом, ибо при ее помощи познается как исторический процесс в целом, так и отдельные его этапы или даже отдельные исторические факты.
Исторический метод неразрывно связан с системным, является его предпосылкой, он предусматривает:
- акцентирование внимания на формальных моментах и проявлениях предмета познания (применительно к нам — предмета юридической психологии);
- рассмотрение его как возникающего, развивающегося и отмирающего во времени, когда каждое настоящее состояние обусловлено предшествующим, а их органическое взаимодействие ведет в конечном итоге к образованию определенной целостности какой-то системы.
Историзм в широком смысле этого слова всегда становится частью системного подхода, когда предметом познания является определенная развивающая система.
В юридической психологии специфика применения исторического метода состоит в том, что с его помощью прослеживается поэтапное развитие личности правонарушителя и преступника, индивидуального и социального правосознания, правомерного и противоправного поведения. Исторический метод позволяет проследить развитие понятий и категорий юридической психологии, изменение содержания предмета этой науки в процессе ее длительного развития.
Разновидностью исторического метода является сравнительно-исторический метод, который помогает исследовать психологию различных правонарушителей, живших в различные эпохи, выделять их особенности, схожие и отличительные черты. Несмотря на специфичность, исторический метод не является обособленным и оторванным от других. Он всегда является конкретизацией всеобщего диалектического метода и тесно связан с логическими и другими общенаучными методами.
В последнее время в юридической психологии используется достаточно активно и социологический метод. Его сущность состоит в применении социологической теории для определения отношения окружающих к исследуемой личности или ее самой к отдельным социальным ценностям, фактам, людям и т. д.
Еще по теме:
Основные признаки детского аутизма
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при раннем детском аутизме ...
Блок приема и переработки сенсорной информации
Первый функциональный блок составляют анализаторы, или сенсорные системы. Анализаторы выполняют функцию приема и переработки сигналов внешней и внутренней среды организма. Каждый анализатор настроен на определенную модальность сигнала и о ...
Понятие, значение и структура я- концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального об ...