Методы научного познания в юридической психологии

Полезная информация » Деонтология юридической психологии » Методы научного познания в юридической психологии

Страница 2

Общенаучные методы.

Их специфика состоит в том, что они применимы во всех или в подавляющем большинстве наук, в том числе, конечно, и в юридической психологии. С их помощью, как правило, обеспечивается самопознание науки, познание объекта исследования в самых главных чертах. Общенаучные методы позволяют увидеть нам юридическую психологию во взаимосвязях с другими науками, определить внутренние и внешние тенденции ее развития.

В комплексе общенаучных методов изучения психолого-правовых явлений очень важным является системный метод, сущность которого заключается в рассмотрении психологии государственных и правовых образований как совокупностей элементов, каждый из которых прямо или косвенно зависит от других, влияет на них, порождает вместе с ними относительно самостоятельное государственное или правовое установление более высокого порядка.

Для юридической психологии практически продуктивно применение одного из принципов системного метода - иерархии систем, суть которого заключается в том, что любая система рассматривается как соответствующая часть другой, более широкой системы, а ее элементы - как самостоятельные системы. Этот принцип позволяет нам, с одной стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении или процессе.

Функция и назначение отдельных частей здесь могут быть поняты только в свете целостного представления. Психология пошла преимущественно по пути дифференциации целого, анализа частей и их связей друг с другом.

Системное изучение позволяет нам представить юридическую психологию как систему, входящую в системы более высокого ранга - в правоведение и психологию, или как дробящуюся на подсистемы, являющиеся также относительно самостоятельными, но уже низкого уровня:

- правовую, криминальную, предварительного расследования, судебную, пенитенциарную психологию и др.

Подобная конструкция применима и к предмету конкретного психолого-правового исследования, в частности, к психологии юриста, его деятельности и т. д.

Системный подход требует рассматривать явления в их развитии. Он необходимым образом основывается на принципе развития. Многоплановость исследования психических явлений, их многомерность и многоуровневый характер, сочетание свойств различного порядка, сложное строение детерминации могут быть раскрыты только тогда, когда система рассматривается в развитии. Само существование системы состоит в ее развитии.

Ни целостность ни дифференцированность системы не могут быть поняты вне анализа ее развития. Целостность (и особенности ее дифференцированности) и формируется и разрушается в ходе развития.

Для юридической психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются исключительно высокой динамичностью. Психическое возникает, существует и изменяется в процессе реального развития той системы, свойством которой оно является. Этот принцип давно уже утвердился в отечественной психологии как важнейший.

Объектом изучения юридической психологии является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений. В этом аспекте человека изучает юриспруденция, психология и конечно ряд других наук.

Задача юридической психологии — в первую очередь исследовать и вывести психологические закономерности деятельности и личности человека в области правового регулирования, а также разработать практические рекомендации по повышению эффективности правоохранительной деятельности. Системный метод в юридической психологии позволяет нам установить механизм детерминирующего влияния социальной системы на правомерное или противоправное поведение человека и социальных групп. С помощью системного метода можно в большинстве случаев познать качественный характер, целостность объекта и предмета познания юридической психологии, психологии отдельной личности (юриста, правонарушителя и т. д.).

Методологические особенности системного метода таковы, что с его помощью в юридической психологии можно понять определенные закономерности образования, строения, развития, функционирования психики как целостности в рамках государственно-правовой системы, воздействие изменений в этой системе на психику индивида, его деятельность и поведение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением ...

Личность в процессе профессионализации
Личность, входя в общественные отношения в определенном социокультурном пространстве, интериоризирует его социальный опыт, который может быть значительно шире охвачен, что обуславливается степенью активности внутренних структур личности, ...

Теоретические основы организации и проведения диагностических исследований
Психодиагностика – это область психологической науки разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза и на этой основе, н ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru