История развития Я-концепции

Страница 2

В интеракцпонистском подходе подчеркивается значение реального взаимодействия развивающейся личности с другими людьми в практической жизни. Под действием механизма взаимного общения происходит становление Я-концепции индивида. Она приобретается в процессе усвоения ребенком ожиданий других, различных возможностей и ограничений, определяемых той или иной ролевой позицией данного индивида в социокультурной среде - половой принадлежностью, положением в семье, нормами, обязанностями и т.п. Формирование личности в процессе социализации обусловлено именно человеческим общением, то есть социально-психологическим фактором, поскольку «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности . За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей».

Применительно к развитию Я-концепции у человека интеракционистам удалось выявить существенную, но далеко не достаточную для понимания этого исключительно сложного процесса долю истины. Их интересует лишь микросоциальная динамика, а макросоциальные факторы развития личности оказываются в их теории незамеченными. К тому же, как справедливо отмечает И.С. Кон, они оставляют в тени «биологические основы индивидуальности».

Рассматривая развитие Я-концепции как явление индивидуально-психологического порядка, Р. Бернс избрал обоснованную «точку отсчета», опираясь на значительный вклад, сделанный в психологическую науку американским философом и психологом У. Джемсом еще на заре ее становления. Выступив как теоретик личности, он выразительно охарактеризовал основную психоструктуру человеческого Я - в его социальном, материальном, духовном измерениях.

Э. Эриксон является одним из основоположников так называемой эго-психологии, в которой исследуется становление сознательного Я индивида как биосоциального существа и преодолевается чисто «организмическая» трактовка человека, даваемая фрейдизмом,- проблематика, по своему содержанию тесно связанная с. рассмотрением роли воспитательного процесса, социокультурного влияния на личность. Как исследователь процессов психосоциального развития человека в течение всего жизненного цикла, Э. Эриксон оказал заметное влияние на педагогику, психотерапию, практику психологического консультирования в сфере образования в англоязычных странах. Э. Эриксон рассматривает развитие личности, ее самосознания как последовательную смену стадий, имеющих не только свои соматические, но и качественные эмоциональные особенности. На каждой стадии психосоциального развития индивид неизбежно испытывает определенный кризис, означающий новый поворотный пункт в его формировании как члена общества. Воспитательные рекомендации Э. Эриксона отражают большой профессиональный опыт работы клинициста, тонкие наблюдения за развитием Я-концепции у детей и подростков. Но в конечном счете взгляды Э. Эриксона определяются фрейдистской традицией. Он отстаивает узкий взгляд на воспитание, рассматривая его как процесс переключения антисоциально окрашенных импульсов в направлении цивилизующих социальных ограничений этих импульсов, не касаясь вопроса о содержательной ценностной ориентации личности в современном мире как подлинной задаче воспитания. Э, Эриксон отбрасывает не социальную обусловленность личности, о чем он говорит с достаточной определенностью, а само социальное содержание Я-концепции человека на каждом возрастном этапе, которое служит обратной связью для последующего мировоззренческого, морально-психологического развития личности. С этих позиций невозможно осмыслить реальные закономерности жизненного проявления человека как частицы социального целого в тех или иных конкретно-исторических условиях. По сути дела, теория Э. Эриксона раскрывает процесс становления самосознания человека в индивидуально-психологическом, но не в личностном плане. То, что одни и те же индивидуально-психологические качества могут быть присущи людям с разной, порой противоположной социально-ценностной ориентацией, выпадает из поля зрения американского ученого. Как и Э. Эриксон, он не стремится осмыслить феномен общественных отношений, стоящих за отношениями межличностными, в том числе в семье - в той степени, в какой семья выступает как часть общественной системы, подчиняется ее нормам и требованиям.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Деятельность Антона Семеновича Макаренко
Также важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского». Основа ...

Отличительные признаки характера
Разные люди в одних и тех же обстоятельствах проявляют разные свойства личности. Например, при общении с новыми незнакомыми людьми одни робки, застенчивы, сдержанны, молчаливы; другие—самоуверенны, оживленны, разговорчивы. Эти различия об ...

Клиническая картина и диагностика гиперактивности
Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru