Психологическая природа самооценки

Полезная информация » Я–концепция руководителя » Психологическая природа самооценки

Страница 2

В психологии самооценка относится к числу сложнейших личностных образований изучение которого осуществляется в единстве с такими явлениями, как «Я», «Образ Я», «Я-концепция» и самосознание. Изучение работ, посвящённых интересующей нас проблеме, показало, что до сих пор предметом основных дискуссий, как в зарубежной, так и в отечественной психологии является попытка отождествления некоторыми исследователями таких взаимосвязанных, но изначально не идентичных понятий, как «Я-концепция» - «самосознание» – «самооценка»; «Я» – «образ Я».

В связи с этим, мы попытаемся определиться с содержанием каждого, имеющего непосредственное отношение к нашему исследованию, понятия.

- Понятие, виды и типы самооценки.

В отечественной психологии самооценка рассматривается как одна из сторон самосознания личности, как продукт её развития. (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.)

Психология раскрывает не только соотношение отдельных элементов самосознания, но и его динамику, стремится выявить факторы, влияющие на формирование «образа Я» и отдельных его компонентов (самооценки, самоуважения), а также то, как «образ Я», в свою очередь, влияет на поведение личности.

Простейшие исследования такого типа ограничиваются не­посредственным сопоставлением «образа Я» с отдельными факторами, которые предположительно влияют на его формирование (например, выявление влияния на самооценку руководителя производственных условий, взаимоотношении с коллективом, успехов в работе вверенного ему предприятия, имиджа и т. д.). Но никакая отдельно взятая группа условий и предпосылок не позволяет предсказать, каким окажется «образ Я» и, тем более, поведение личности. Эти условия и предпосылки преломляются в само­сознании индивида не непосредственно, а только в совокупности с другими факторами и через их посредство. Так, уровень самоуважения руководителя невозможно вывести только из его производственных успехов или из его социального положения. Факторы, которые берутся в качестве предпосылок или детерминант самосознания (как, впрочем, и других черт личности), необходимо рассматривать не изолированно, а системно, причем обязательно в связи с деятельностью самого субъекта.

Однако самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, представляет собой не просто познавательный акт, но и выражает определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Испытуемые руководители, когда предстоит проверка их способностей, оценивают таковые гораздо ниже, чем в тех случаях, когда их самооценка будет принята на веру. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.

Неоднозначны и критерии самооценок. Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Первая сторона дела нашла отражение в известной формуле У. Джеймса:

Самоуважение = Успех : Притязания

Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Эмпирическая правомерность данной формулы Джеймса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, которые свидетельствуют, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.

Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.

Когнитивные аспекты самооценки тесно связаны с эмоциональными. Снижение общей самооценки под влиянием экспериментальной неудачи сопровождается у некоторых, испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уровня самооценки других качеств. По некоторым данным, повы­шение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью людей активной жизненной позиции
Первое, на что обращаешь внимание, общаясь с человеком, активной жизненной позиции, так это на его поразительную способность распознавать малейшее проявление лжи, фальши или неискренности. Оценки этих людей удивительно точны. Hефоpмализов ...

Характеристики эмоционального реагирования
Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), ...

Рождение педагогической системы М. Мантессори
В 1896 г. М. Монтессори заканчивает университет и становится первой в Италии женщиной – доктором медицины. Она могла выбирать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогич ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru