Мир в понимании Я. А. Коменского

Страница 2

В многогранном творчестве Я. А. Коменского важное место занимали вопросы языка и языкознания. Более 40 лет он посвятил созданию фундаментального труда «Сокровищница чешского языка». Языковая проблематика довольно обстоятельно рассматривалась им и в знаменитой «Великой дидактике» (1656), и в новаторском труде, принесшем ему мировую известность, — «Открытая дверь языков» (1631). Это было ценное руководство для изучения латинского и всякого другого языка одновременно с основами всех наук и искусств.

B основных трудах Коменского, как правило, тесно переплетались философские, религиозные, дидактические и организационно-практические аспекты и подходы в освещении языковой проблематики. В разработанной Коменским целостной философско-дидактической системе взглядов и представлений о принципах и способах обучения и образования, направленной на решение глобальных задач по исправлению пороков общества и совершенствованию личности, большое значение придавалось изучению языков, развитию; языковой культуры человека и общества, как составной части пансофического образования и непременной предпосылки повышения общей культуры.

Доказывая необходимость организации качественно нового, пансофического образования («учить всех всему»), Коменский подчеркивал, что его основой должна стать «школа родного языка», которая должна предшествовать латинской школе. В «Великой дидактике» он писал: « . Всю молодежь сперва нужно посылать в школу родного языка»1. Такие школы, по мысли Коменского, должны быть в каждой общине, местечке и селении. Уже эти положения говорят о том, что Коменский стремился реализовать свою глубоко демократическую идею обучения всех детей, независимо от происхождения, пола, национальности, знатности, богатства, поскольку каждый человек имеет равное право на образование, на раскрытие заложенных в нем способностей. В «Великой дидактике» читаем: «Ведь не только дети богатых или знатных или должностных лиц рождаются для высоких званий, чтобы для них одних была открыта латинская школа. Такая демократическая направленность школы родного языка была обусловлена общими философско-мировоззренческими основами и социальными ориентирами дидактики Коменского.

Обучение на родном языке представлялось Коменскому одним из эффективных способов преодоления бессмысленней зубрежки, натаскивания, схоластики, характерных для средневековой школы.

Для Коменского было характерно понимание и подчеркивание роли языка (и прежде всего родного языка) как орудия познания человеком самою себя и окружающего его мира. В «Великой дидактики» он пишет: «Языки изучаются не как часть образования или учености, но как орудие для того, чтобы почерпать знамя и сообщить их другим». Коменский стремился показать тесную взаимосвязь действительности, мышления и языка. На это он обращал внимание и в других своих трудах: в «Предвестнике всеобщей мудрости» и в сочинении «О культуре природных дарований». Подобные взгляды Коменского находили отражение в предлагаемой им методике обучения, в его дидактических принципах: «Изучение языков должно идти параллельно с изучением вещей, особенно в молодости, чтобы мы усваивали речь постольку, поскольку мы: изучаем вещи, чтобы мы учились выражать мысль постольку, поскольку мы понимаем предметы». Коменский подчеркивал важность родного языка, его органическую связь с умственным и духовным развитием ребенка.

Являясь, горячим патриотом, Коменский вместе с тем последовательно выступал и за право на развитие других народных языков — «родных языков всех народов, чтобы всякое дыхание все более и более хвалило Господа». Вежде была заложена глубокая мысль о целесообразности и важности развития и расцвета различных национальных языков и культур. Поэтому и пансофия, по его мнению, должна преподаваться не только на латинском языке, но и «на собственном (родном) языке каждого народа» писал Коменский в «Прелестнике всеобщей мудрости».

Мысли о родном языке, о его широкой функциональной нагрузке составляют неотъемлемую и существенную часть общей пансофической философско-дидактической концепции Я А. Коменского. Они тесно смыкаются и переплетаются с его общими мировоззренческими, богословскими, социальными и дидактическими положениями и принципами: познаваемость мира; роль образования в развитии общества и личности; принцип природосообразности в обучении, включающий в сей учет национальности ученика; последовательность этапов обучения — школа родного языка как база и предпосылка дальнейшего образования на латыни и изучения иностранных языков; демократизм и гуманизм; сочетание патриотизма и общечеловеческих интересов.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполная семья, к ...

Акцентуации характера
Характер можно определить как иерархизированную, упорядоченную совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования л ...

Общение: его значение в жизни человека
Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как проц ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru