Инцидент — самая драматичная составляющая конфликта, которая может наступить в том случае, когда одна из сторон (реже две или несколько) инициирует активные действия против оппонента. В юридическом конфликте это может быть факт подачи иска или выдача ордера на арест.
"Спусковым механизмом" инцидента считается какой-либо повод или провокация как организованный повод. Поводом инцидента в правовом конфликте может стать возникновение юридически значимой ситуации. Например, когда спор между депутатами на заседании спонтанно перерастает в личные оскорбления, тогда теоретические, идеологические и иные отношения мгновенно уступают место прямому столкновению характеров и амбиций людей. Другой пример: когда в колонны мирных демонстрантов внедряется провокатор, инициирующий потасовку, то у властей возникает повод для их разгона.
Социальный конфликт, развиваясь, проходит ряд стадий от зарождения до угасания (разрешения). На любой из стадий может возникнуть юридически значимая ситуация, превращающая социальный конфликт в правовой. Иногда конфликт с момента зарождения носит юридический характер. Это происходит тогда, когда стороны связаны правовыми отношениями и взаимодействие между ними протекает в области первичных правовых явлений. Однако чаще юридическая форма конфликта приобретается в ходе его развития.
Авторы монографии «Юридическая конфликтология»[14] выделяют следующие стадии юридического конфликта:
а) появление у одной или обеих сторон мотивов юридического характера (например, решение одного из супругов в ходе семейной ссоры подать заявление о расторжении брака);
б) возникновение правовых отношений между сторонами, находящимися в конфликте (в приведенном выше примере они возникли после подачи заявления в суд);
в) развитие (изменение, прекращение) правовых отношений в связи с рассмотрением дела юридической инстанцией;
г) издание правового (правоприменительного) акта, завершающего конфликт (например, вынесение судом решения о разводе).
Это наиболее простая схема динамики юридического конфликта, на практике же последовательность стадий может быть иной, некоторые стадии вообще могут отсутствовать (так, в случае немотивированного убийства первая стадия — мотив правового характера — отсутствует).
Разрешение юридического конфликта. Всякий, в том числе и юридический, конфликт завершается либо гибелью одной или обеих сторон, либо он приостанавливается "до лучших времен", либо получает то или иное конструктивное разрешение[15]. В последнем случае исход конфликта взаимоприемлем для обеих сторон. Существует два вида механизма разрешения социального конфликта:
а) разрешение конфликта самими участниками;
б) вмешательство третьей стороны (как уже отмечалось, именно наличие третьей стороны является отличительной чертой юридического конфликта). Правовые нормы предписывают вовлечение в конфликт посредников, судей, других представителей правоприменительных (правоохранительных) органов, миротворческих сил и др.
Достижение консенсуса считается лучшим способом разрешения конфликта. В этом случае вырабатывается такое решение, которое находит одобрение всех сторон противостояния. Юридический консенсус наиболее применим в международных делах. Правда, в рамках одного государства юридический консенсус практикуется в различных областях права: конституционном, гражданском и гражданско-процессуальном, семейном. В США юридический консенсус применяется даже в уголовном процессе. Если обвиняемый признает свою вину без наличия в суде объективных доказательств, то судья взамен на признание может переквалифицировать деяние на менее тяжкий состав преступления. Получается, что для ускорения судебного процесса заключается своего рода сделка между обвинением и защитой. Однако юридический консенсус, на наш взгляд, помимо преимуществ имеет свои слабые стороны. Во-первых, из-за большого количества согласований затягивается принятие решений. Во-вторых, может пострадать объективная истина (как в приведенном выше случае американского уголовного процесса).
Еще по теме:
Эмоциональное неблагополучие детей
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, ин ...
Особенности психологического сопровождения школьника в период адаптации при
переходе из начальной школы в среднюю
Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и с ...
Общение животных.
Взаимоотношения “общественных” животных достигает порой значительной сложности. Уже у животных, живущих большими объединениями, можно наблюдать не только сложное инстинктивное поведение, но и необычайно развитые инстинктивные реакции на “ ...