Формирование внутрисемейной коммуникации.

Полезная информация » Эффективность коммуникации между супругами » Формирование внутрисемейной коммуникации.

Страница 3

Определение границ семьи. Границы семьи — это «пра­вила, определяющие, кто и как участвует во взаимодей­ствии». Это гласные и негласные договоренности между чле­нами семьи относительно того, кто и что может позволить себе делать в семье и вне ее (кто может приглашать гостей и каких, кто может задерживаться на работе, с кем можно встречаться вне семьи и т. п.).

Каждая семья вырабатывает свои собственные правила, а границы семей имеют неодинаковую гибкость и проница­емость. Гибкость характеризует способность границ семьи к изменениям. В некоторых случаях границы чересчур ригид­ные — это означает, что семейные правила не меняются, не­смотря на изменение ситуации. Это затрудняет адаптацию се­мьи к новым ситуациям. Проницаемость границ — это установки, существующие в семье, относительно контактов с внесемейным окружением. Иногда семейные границы отли­чаются высокой проницаемостью, тогда они становятся диф­фузными, и это ведет к избыточному вмешательству в жизнь семейной системы других людей. Непроницаемые границы ограничивают возможность необходимого общения с внешним миром.

Супруги должны прийти к соглашению, в какой мере родители мужа или жены могут влиять на при­нимаемые решения; определить, в какие области жизни мо­лодой семьи родители могут вмешиваться, а в какие — нет. Вмешательство родителей или кого-либо из родительской се­мьи в жизнь молодой пары может вносить в брак раскол, при­чем часто без осознания того, что же именно вызывает нега­тивные чувства.

Ученые попытались выделить факторы, которые могут ос­ложнить формирование внутрисемейной коммуникации на начальной фазе развития семьи.

1. Пара встречается или заключает брак вскоре после ут­раты значимого человека.

2. Супружеские отношения формируются на фоне стрем­ления дистанцироваться от родительской семьи.

3. Семейные традиции и происхождение супругов суще­ственно различаются (например, религиозные убеждения, об­разование, национальная принадлежность, социальный класс, возраст и т. п.).

4. Супруги выросли в семьях с разным составом (напри­мер, многодетная семья и семья с одним ребенком).

5. Пара проживает слишком близко или слишком далеко хотя бы от одной из родительских семей.

6. Пара зависит от членов расширенной семьи материаль­но, физически или эмоционально.

7. Брак заключается в возрасте до 20 или после 30 лет.

8. Брак после периода ухаживания менее 6 месяцев или более 3 лет.

9. Свадьба в отсутствие членов семьи или друзей.

10. Беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества.

11. Плохие отношения одного из супругов со своими сиблингами или родителями.

12. Собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, детство или отрочество.

13. Нестабильность брачных паттернов в одной из расши­ренных семей.

После перечисления столь обширного списка неблагопри­ятно влияющих на семью факторов остается только удивлять­ся тому, что какие-то семьи способны сохраниться. Но при более внимательном рассмотрении описанных трудностей их можно свести к проблемам, которые уже обсуждались: несформированная идентичность или низкая самооценка и связан­ное с ними компенсаторное поведение и вытекающая из этого проблема установления внешних границ семьи и внутрисемей­ных подсистем.[3]

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Ситуационные подходы к эффективному лидерству
Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества ...

Выявление долговременных программ.
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и раз ...

Психологический конфликт у дошкольников и способы его разрешения.
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьез ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru