Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека

Полезная информация » Человек в поисках смысла: проблемы личности в гуманистической психологии » Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека

Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время, он был уверен, что для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора людей современного западного общества были достигнуты за счет утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Э. Фромма перед людьми в современном обществе стоит дилемма: свобода от социальных, религиозных и прочих ограничений потребовала от человека компенсации в виде безопасности и чувства принадлежности к социуму. Э. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной серьезных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо быть связанными с другими людьми, чувствовать себя частью общества.

Человек, по Э. Фромму, преодолевает чувство одиночества, сопутствующее свободе несколькими путями (совершает бегство от свободы):[3]

- авторитаризмом, соединяя себя с чем-то внешним для усиления слабого «Я»;

- деструктивностью, позволяющей преодолеть чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других;

- конформностью автомата, предполагающей абсолютное подчинение социальным нормам.

Эти пути позволяют преодолеть одиночество до некоторой степени, но, по мнению Э. Фромма, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, так как перестает стремиться к свободе выбора, теряет индивидуальность, свой неповторимый жизненный почерк. Бегству от свободы Э. Фромм противопоставил позитивную свободу, позволяющую остаться уникальным и одновременно ощутить себя частью общества. Пути к позитивной свободе лежат через любовь и труд. Таким образом, конфликт между стремлением к свободе и стремлением к чувству безопасности представляет собой огромную мотивационную силу. Этот конфликт обусловлен особым видом потребностей – экзистенциальными, не сводимыми ни к биологическим, ни к социальным. «Но услышат ли наши дети голос, который скажет им, куда идти и зачем жить? Каким-то образом они чувствуют, как и все человеческие существа, что жизнь должна иметь смысл, - но в чем он заключается? Ведь не в противоречиях же он, не в двуличии и циничной покорности, встречающихся на каждом шагу? Они тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности; но можем ли мы ответить на их вопросы?»[4] Э. Фромм отвечает на эти вопросы, выдвигая описание пяти основных экзистенциальных потребностей:

- потребность в установлении связей (человеку необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться, сохраняя при этом свою индивидуальность);

- потребность в преодолении (все люди нуждаются в преодолении своей пассивной, животной природы, для того чтобы стать активными созидателями своей жизни);

- потребность в корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира);

- потребность в идентичности (внутренняя потребность в тождестве с самим собой, для того чтобы почувствовать свою непохожесть на других, чтобы иметь возможность сказать: «я – это я»);

- потребность в системе взглядов и преданности (человеку необходимо иметь убеждения для продуктивного постижения мира и объект преданности – высшую цель или веру в Бога).

При сильной фрустрированности этих потребностей человек заболевает, подрывается его психическое и психологическое здоровье. Ценность гуманистической теории Э. Фромма в том, что он показал: человек хочет быть свободным среди свободных, индивидуальной частью целого. «Люди похожи, ибо всем нам досталась одна человеческая ситуация с ее экзистенцмальными дихотомиями; люди уникальны, ибо каждый по-своему разрешает свою человеческую проблему».[5] При непринятии на себя ответственности за удовлетворение своих экзистенциальных потребностей страдает как отдельная личность, так и общество, формируя норму внутреннего раскола своих членов.

Еще по теме:

Расстройство влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, неред ...

Психологические особенности детей начального этапа общения в психолого-педагогической литературе
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I – IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. А зависят от готовности ре ...

Пcиxoкoppeкция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка
Следуя традиционным представлениям о психологических воздействиях в контексте нормального онтогенетического развития, «психокоррекция» рассматривается как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможносте ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru