Специфика формирования гендерных стереотипов славянского этноса

Полезная информация » Этнические гендерные стереотипы » Специфика формирования гендерных стереотипов славянского этноса

Страница 1

Древнеславянское язычество не отличалось ни особым целомудрием, ни особой вольностью нравов, считая сексуальность, как и многие другие народы, космическим началом. Растянувшийся на несколько столетий процесс христианизации Руси, в который всё время включались новые народы и народности, был во многом поверхностным (Кон И., 1997). Поэтому в народных верованиях и обычаях христианские нормы не только соседствовали с языческими, но зачастую перекрывались ими. У славян существовали многочисленные обряды и праздники когда мужчины и женщины сообща купались голыми. Мужчины символически оплодотворяли землю, к примеру, сеяли лён без штанов, а женщины, подняв подолы, демонстрировали небу свои гениталии, тем самым вызывая дождь. В некоторых районах Украины еще в XIX веке вместо ритуального совокупления на полях в период посевной существовал обычай перекатывания парами по засеянному полю и т.д.

В дохристианских украинских племенах (например, у древлян, северян и др.) существовал обычай «хватания» женщины во время празднеств или народных гуляний. Также её покупали или похищали, но все эти действия происходили обычно по предварительной договорённости и обоюдному согласию мужчины и женщины. В те времена это являлось всего лишь обрядом, который остался в наших традициях до сих пор, как атрибут свадебного ритуала (Грушевский М., 1913). В такой форме взаимоотношений прослеживается архаическая пассивная сущность природы женщины. Мужчина же, наоборот, брал на себя активную сторону действия и занимал доминирующую позицию силы, свойственную патриархально организованной модели общества.

В современной Украине в известном смысле сложились "благоприятные" условия для реализации национализма. Предполагается, что большинство населения Украины не обладает крайними националистическими взглядами, однако допускается наличие потенциальной, латентной этнической нетерпимости, которая не выражается, не осознается и не реализуется. Однако в центральных и восточных областях Украины среди радикально настроенной молодежи находит свое развитие так называемый новый украинский национализм, представители которого, в отличие от представителей классического западно-украинского национализма, активно эксплуатируют идеи расизма. На сегодняшний день их деятельность сводится к уличным стычкам, маршам, митингам, пропаганде и популяризации своей идеологии в сети Интернет.

В свете этого чрезвычайно важным становится вопрос об изучении механизмов межгруппового восприятия в межнациональных отношениях, одним из которых является механизм стереотипизации. Исследователями межэтнического взаимодействия отмечается многофункциональность этнических стереотипов, где особой важностью обладает функция психологической самозащиты этноса. В случае неформальных группировок правого толка стереотипы могут выполнять именно эту функцию на фоне политической неустойчивости и социально-экономической неудовлетворенности.

Целью данного исследования является выявление особенностей этнических авто- и гетеро-стереотипов у представителей молодежи с крайними националистическими взглядами, проживающих в Украине.

Предметом исследования являются этнические стереотипы молодых украинцев, придерживающихся крайних националистических взглядов. Объектом исследования являются молодые украинцы, придерживающиеся крайних националистических взглядов.

В качестве основного метода выявления этнических стереотипов был выбран метод свободных ассоциаций. Испытуемым предлагалось назвать все слова-реакции на слово-стимул в течение одной минуты, при этом особое внимание уделялось первым реакциям. Стимульным материалом служат 12 слов этнонимов.

Для исследования эмоционально-оценочного компонента этнического стереотипа в качестве дополнительной методики был использован набор из 10 биполярных шкал с оценочными характеристиками, по которым испытуемый должен был оценить каждую из 12 национальностей: азербайджанец, американец, англичанин, африканец, еврей, китаец, немец, русский, украинец, француз, чеченец, эстонец. В роли испытуемых выступили жители Киева, всего 30 человек, обоих полов, в возрасте от 20 до 26 лет, причем 15 из них по собственному утверждению имеют крайние националистические взгляды, и 15 из них таких взглядов не имеют.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Нормативная документация детского практического психолога
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветите ...

Загадочное чувство - любовь
Любовь - самое загадочное из чувств, и недаром, наверное, символом ее выбрана луна - с ее переменчивостью, с ее постоянным убыванием и прибыванием - и с ее обратной стороной, скрытой от нашего взгляда. Многие философы задумывались над пр ...

Заключение.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития о ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru