Эрнст Кречмер. Психологические методы исследования

Полезная информация » Эрнст Кречмер. Психологические методы исследования

Страница 5

3. Психотерапевтический метод – метод «активного ступенчатого гипноза». Несколько иной, чем в описанных до сих пор способах, является техника более узкой психоаналитической школы. Приверженцы Фрейда при психологическом анализе предпочитают исследовать внезапные мысли, сны и ошибочные действия. Таким образом, можно предложить пациенту, приведенному в пассивное состояние покоя, дать полную волю своим внезапным мыслям — умным и глупым — и непрерывно врачу их сообщать, ничего не пропуская. В результате врач получает протоколы свободных ассоциаций, подобных ряду картин. Таким образом при длительных и повторяющихся сеансах могут всплыть даже патогенные переживания или внезапные мысли, находящиеся в ассоциативной связи с комплексом, которые следует толковать подобно тому, как это делали в опытах с реакциями. Затем врач приучает пациента предоставлять регулярно протоколы снов, увиденных им в промежутке между сеансами, а также сообщать врачу, что совершено им за это время, хотя бы в области бросающихся в глаза ошибочных действий, забывчивости и т. п. Собрав все это, врач получает богатый и разносторонний материал о душевной жизни пациента, который при критическом и осторожном применении косвенным образом сможем использовать для постепенного вскрытия малодоступных патогенных воздействий переживания.

О катартическом методе душевного анализа под легким гипнозом мы уже вкратце говорили. Так как мышление в состоянии гипноза, даже и при гипермнезии, во многом аналогично мышлению во время сна, а свободно-ассоциативное мышление в виде внезапных идей может рассматриваться как промежуточная ступень между мышлением при полном бодрствовании и в гипнотическом сне, то вряд ли между обоими методами могут быть принципиальные различия.

О сущности и способе воздействия аналитического метода много спорили. Сначала на первый план вышла точка зрения, рассматривающая их как катарсис, отреагирование патогенных воздействий переживания, вызванное возвращением их в сознание и вторичным актуальным переживанием в полную силу. Таким образом «ущемленный аффект» освобождался, и обусловленное им расстройство устранялось. Допущение такого отреагирования сильных внутренних напряжений аффектов достаточно обосновано, как мы это видим из повседневного опыта на людях, «проглотивших» свой гнев и чувствующих облегчение после исполненного драматизма взрыва гнева. Действительно можно наблюдать у некоторых пациентов сильную вспышку аффекта, вызванную раскапыванием патогенных переживаний, и наступающее после этого облегчение и улучшение самочувствия.

Наряду с этим более примитивным аффективно-динамическим механизмом отреагирования психоанализ имеет, однако, еще несколько других терапевтических сторон. Уже сама основательная инвентаризация общей душевной ситуации может воздействовать благоприятно и успокаивающе. Совместно с пациентом врач анализирует обстоятельства его душевной жизни, объясняет ему осмысленность, закономерность их сцепления и приучает спокойно и деловито смотреть на них. Врач поступает с ним как с пугливой лошадью, приведенной в сильное беспокойство темным, расплывчатым предметом, раздражающим с периферии ее поле зрения, которая, однако, спокойно пройдет мимо того же предмета, если прямо и ясно охватит его взглядом. При многих душевных ситуациях объяснение и правильная установка соотношений уже равнозначны успокоению, даже исцелению, особенно если врач чистому анализу обеспечит некоторую психологическую поддержку. Побочные суггестивные воздействия будут иметь место, если применять психоанализ не как простое собеседование, а как особую внешнюю форму анализа свободных ассоциаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Ценности и ценностные представления.
Ценности, как известно, составляют ядро культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира. Они же как интимное достояние личности представляют прибежище свободы личности и выводят ее в область социаль ...

Этнические стереотипы в структуре современной этнопсихологии
В результате социального познания людей и категоризации социальных явлений создаются специальные психологические образования — социальные стереотипы. Обычно это упрощенные устойчивые представления о различных социальных, в том числе этнич ...

Основные функции управления на различных уровнях образовательных систем.
Рассмотрим критерии определения эффективности деятельности по формированию системы государственно - общественного управления общеобразовательной системой (общеобразовательным учреждением) 1. Сформированность системы государственно - обще ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru