Эрнст Кречмер. Психологические методы исследования

Полезная информация » Эрнст Кречмер. Психологические методы исследования

Страница 3

При этом можно наблюдать различные проявления мимики: он краснеет или бледнеет, сплетает пальцы, роняет какой-нибудь предмет или производит другие незначительные симптоматические действия, меняется в лице, говорит запинаясь и смеется так называемым комплексным смехом; но все это не всегда имеет место.

Наконец, и само содержание ответных слов, слов-реакций может многое сказать о больном. Особое значение для имеют странные, «выпавшие» ответные слова или слова, включающие оценочные суждения или отношение к собственной личности, в том виде, в каком их часто получает врач, вместо «предметных» реакций, к примеру, от истериков (холодно — не люблю; жажда — отвратительно; танцевать — хорошо; душистый — мои волосы), наконец, ответы, непосредственно взятые из сферы комплексов: брак, ребенок, грех и т. п.

По приведенному выше примеру можно, пожалуй, получить следующий протокол, начиная с № 22, причем цифры, заключенные в скобки, отмечают время реакции в пятых долях секунды.

Злой—добрый (5) Новый—старый (5) Пиво—светлое (4) Деньги—трудно (26) Тетрадь—пестрая (6) Касса—осел (30) и т. д.

Основано ли каждое значительное удлинение времени, потребовавшееся для реакции, на воздействии чувственно окрашенных представлений и не обусловлено ли оно второстепенными с медицинской точки зрения констелляциями, это не доказано. Поэтому интерпретация результатов должна всегда производиться с осторожностью. Лучше всего использовать бросающиеся в глаза ответные слова как исходную точку для обыкновенного исследования или для установления свободных ассоциаций, чтобы таким образом получить достоверные данные о правильности или неправильности наших предположений.

Если врач не имеет никаких определенных опорных пунктов для предполагаемых комплексов, то для предварительной ориентировки можно использовать более представительную (содержащую до 100 слов) схему, которую в напечатанном виде следует держать наготове. Можно работать, например, с такой схемой.

Имя:

Диагноз:

Профессия

я:

Дата:

1. Голова

26. Синий

51. Лягушка

76. Мыть

2. Зеленый

27. Лампа

52. Расставаться

77. Корова

3. Вода

28. Грешить

53. Голод

78. Чужой

4. Петь

29. Хлеб

54. Белый

79. Счастье

5. Смерть

30. Богатый

55. Ребенок

80. Лгать

6. Длинный

31. Дерево

56. Присматривать

81. Приличие

7. Судно

32. Колоть

57. Карандаш

82. Узкий

8. Платить

33. Сострадание

58. Грустный

83. Брат

9. Окно

34. Желтый

59. Слива

84. Бояться

10. Приветливо

35. Гора

60. Жениться

85. Аист

11. Стол

36. Умирать

61. Дом

86. Фальшивый

12. Спрашивать

37. Соль

62. Милый

87. Страх

13. Деревня

38. Новый

63. Стакан

88. Целовать

14. Холодный

39. Обычный

64. Спорить

89. Невеста

15. Стебель

40. Молиться

65. Шуба

90. Чистый

16. Танцевать

41. Деньги

66. Большой

91. Дверь

17. Море

42. Глупый

67. Репа

92. Выбирать

18. Больной

43. Тетрадь

68.Писать красками

93. Сено

19. Гордость

44. Презирать

69. Часть

94. Довольный

20. Варить

45. Палец

70. Старый

95. Насмешка

21. Чернила

46. Дорогой

71. Цветок

96. Спать

22. Злой

47. Птица

72. Бить

97. Месяц

23. Иголка

48. Падать

73. Ящик

98. Красивый

24. Плавать

49. Книга

74. Дикий

99. Женщина

25. Путешествие

50. Несправедливо

75. Семья

100. Ругать

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта ...

Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка младшего подросткового возраста
В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация ...

Разнообразие эмоциональных явлений
Все многообразие эмоциональных явлений можно разделить на 2 категории: на положительные эмоции, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и отрицательные эмоции, связанные с неудовлетв ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru