Заключение

Страница 1

Анализ основных этапов формирования личности ребёнка позволяет выделить целый ряд специфических, качественных особенностей формирования личности, являющихся необходимыми для всего последующего хода онтогенеза. Включение ребёнка во всё новые формы жизнедеятельности, приводит к трансформации этих особенностей и изменению их места в структуре личности. Так, эмоциональная синтония, возникающая ещё на первом году жизни, постепенно преобразуется к дошкольному возрасту в эмоциональную децентрацию, обеспечивающую сопереживание и сочувствие, а в дальнейшем - формирование важнейших социальных чувств и межличностных отношений.

Одновременно с выделением специфических для каждого возрастного этапа особенностей личности можно отметить и важное значение инвариант в формировании личности. Прежде всего, это фундаментальная потребность в общении, на основе чего возникает потребность в эмоциональном контакте, которую можно также рассматривать как исходную форму потребности в общении, потребность в совместной деятельности, потребность в социальном соответствии, потребность в социальной компетентности и другие.

То же самое можно сказать и о смене доминирующих видов деятельности. Так же как и преобразованное общение ребёнка с окружающими людьми, преобразованные формы ролевой игры сохраняют свою актуальность на последующих этапах онтогенеза. Примером может служить демонстрация существенного значения игры в развитии учения в школьном возрасте (Ф.И. Фрадкина, 1955).

Как показывают исследования, масштаб эмоционального смещения последовательно, но неравномерно расширяется, позволяя ребёнку "переселяться" во всё более далеко отстоящие прошлое и будущее, как актуально происходящие. Очень важным представляется обнаруженный факт положительной связи ограниченности эмоционального смещения с неразвитостью эмоциональной децентрации и основных форм активности на данном возрастном этапе.

Опираясь на разведение функционального и общего психического развития (А.В. Запорожец, 1978), в данном исследовании формирование личности ребёнка рассматривается как "ядерный", ключевой момент общего психического развития. Именно на основе концепции общего психического развития Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца становится возможной такая конкретизация основных этапов формирования личности, которая позволяет дифференцировать нормальные и аномальные явления. При этом, как показывает проведённое исследование, наиболее быстро и открыто эти различия обнаруживаются в показателях эмоциональной регуляции, которые не могут быть отделены от показателей предметного содержания деятельности и самосознания ребёнка.

Решение одной из центральных задач нашего общества - формирование нового человека - включает как стратегию становления общественно активной, творческой и гармоничной личности, так и стратегию профилактики нежелательных отклонений в формировании личности, которые лишают индивида возможности полноценного участия в жизни общества. [9]

Проблема "трудных" детей все ещё сохраняет свою актуальность и остроту. Самым эффективным средством решения этой проблемы является профилактика потенциональной "трудности" на самых ранних этапах онтогенеза. Профилактика может осуществляться только на основе научно обоснованной диагностики аномалий.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Привязанность и влюбленность
Как понять разницу между любовью и привязанностью? Похожие внешне, они совершенно различны по сути. Привязанность — антипод любви: за внешними проявлениями любви она прячет подлинную ненависть, она убивает любовь. Нет ничего более ядовит ...

Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, "лич ...

Индивидуальность, личность
В психологии выделяется несколько понятий характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждое их них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспе ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru