Развитие психики ребенка

Страница 1

Прежде чем непосредственно перейти к понятию деятельностный подход к анализу психического развития ребенка, следует рассмотреть, что же такое психическое развитие.

Постараемся, прежде всего, представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психическое развитие ребенка в границах стадии. Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинуть состоит в том, что наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессов психической жизни ребенка происходит независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, памяти, мышления и т.п.). Хотя эти линия развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непосредственно найти тех отношений, которые движут их развитием.

В целом можно следующим образом охарактеризовать общую картину развития отдельных процессов психической жизни ребенка внутри стадии. Развитие ведущей деятельности, характеризующей данную стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в его сознании новых целей, формирование отвечающих им новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развития новых действий. Каждая деятельность ребенка отражает не только его отношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отношения.[10, c. 66]

Развиваясь, ребенок превращается в члены общества, несущего все обязанности, который оно на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем иным как отдельные ступени этого превращения. Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие его сознания находит в изменении мотивации деятельности; прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приводящие к переосмыслению его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и и новая стадия развития.

Такие переходы в противоположность внутристадиальным изменениям идут дальше – от изменения действий операции. Функция к изменению деятельности в целом. Итак, какой бы частый процесс психической жизни ребенка мы не взяли , анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка к побуждающим их мотивам, а следовательно и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности , которые эти частные процессы приобретают на разных ступенях развития. [11, c. 5]

В заключении следует подчеркнуть, что в данной главе были рассмотрено психическое развитие лишь с процессуальной, так сказать стороны психики, почти вовсе опустив важнейший вопрос о внутренних взаимосвязях изменения деятельности с развитием Катрины , образа мира в сознании ребенка, с изменением строения его сознания. Освещение этого вопроса нуждается в предварительном изложении психологической проблемы единства развития чувственных содержаний, сознания и тех несовпадающих между собой категорий его.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Теоретические основы изучения народонаселения
Демография (с греч. demos – народ, grafio – пишу). Объект изучения демографии – население. Предмет демографии – процессы и факторы воспроизводства населения как одного из фундаментальных компонентов воспроизводства общества. Население и н ...

Эмоциональное развитие в раннем детстве
Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на ...

Дедуктивная аргументация
Дедуктивная аргументация представляет собой выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых положений. Если выдвинутое положение удается логически вывести из уже установленных положений, это означает, что оно приемлемо в той ж ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru