Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т. п.
Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I 1-6- свобода от инструкции;
II. 6-10-почва;
III. 10-15-корни;
IY 15-22--симметрия;
V. 23-26-кресты;
VI 26-35 - положение на странице;
VII. 35-69 - форма листвы;
VIII. 69-78,- штриховка; .
IХ. 78-97 -ствол;
X. 97-101. - общая высота дерева;
XI. 101-113 - высота кроны;
ХII 113-120 - ширина кроны;
XIII.120-125 - выступающие части;
XIV.125-146 - особенности линий;
XV.147-149 - разные признаки.
Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис.10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.
В последние годы, как мы видим, тест "Дерево" претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.
Приводимый, ниже вариант интерпретации, который применялся на нашем факультете, мы считаем полезным дополнением, хотя заранее предупреждаем читателя, что эта версия не прошла достаточную апробацию. Тем не менее, этот материал дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности авторов рисунка.
Психологическое значение фигур (по Р. Стора)
I. Свобода от инструкции
1. Множество деревьев (не связанных почвой - детское поведение; не подчиняется инструкциям).
2. Два дерева - может символизировать "он и другие" (см.
расположение на странице и использованные фигуры).
3. Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева - воображение, эмоциональность.
4. Пейзаж вокруг дерева - чувствительность.
5. Поворачивание листа по горизонтали - независимый ум,
признак ума, рассудительность.
II. "Основание"
6. Одной чертой - фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.
7. Разные основания (разные линии особой формы) - навязывает себе свои правила, потребность в идеале.
7а. Несколько линий оснований до края листа - спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.
8. Подъем основания в правый верхний угол - задор, энтузиазм, увлеченность.
9. Основание вниз - отсутствие рвения, подавленность, разбитость.
III. Корни
10. Корни меньше, чем ствол - хочет узнать, что от него скрыто.
11. Корни на высоте ствола - любопытство; вызывающее проблемы.
12. Корни больше, чем ствол - большое любопытство, вызывающее тоску.
13. Корни, нарисованные одной чертой - инфантильное поведение с желанием узнать секрет.
14. Корни, нарисованные двумя чертами - способен различать и распознавать реальность.
IV. Симметрия
15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга - силится казаться в согласии с окружением.
Еще по теме:
Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной ...
Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции поя ...
Проблемы молодежи и государственная молодежная
политика
Технологии социальной работы с молодежью — важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно ...
