Сильная эмоциогенная ситуация является, если можно так выразиться, агрессией против организма. Мобилизация энергетических ресурсов организма в этом случае столь велика, что исключает возможность их использования в адаптивных реакциях: возбуждение приводит к «биологическому травматизму», характеризующемуся, в частности, нарушениями функционирования органов, иннервируемых симпатической и парасимпатической системами. У субъекта, постоянно находящегося в ситуации напряжения или конфликта, часто возникают эмоциональные реакции. Не всегда проявляясь вовне, они могут тем не менее приводить к вегетативным нарушениям функционирования желудка, кишечника, сердца или регуляции кровяного давления и т.п.
Но эмоции не всегда вызывают нарушения деятельности, напротив, они способны мобилизовать человека, компенсировать недостаточность информации, недостаточность возможностей человека по решению проблемы.
Можно привести немало примеров компенсаторного значения эмоций. Так, ярость помогает человеку бороться даже в тех условиях, где у него на успех «один шанс из тысячи».
Человек в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения способен на гигантские мышечные усилия, на необычные для него формы деятельности.
Творческий процесс вообще невозможен без эмоций, без увлеченности решаемой проблемой.
Еще по теме:
Деструктивные супружеские отношения как условие
проявления депрессий в супружеской диаде
Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:
общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);
противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотн ...
Ценностные
ориентации как регуляторы эмоционального климата семьи.
Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Усло ...
Активное слушание
Умение слушать является критерием коммуникативности. Говорят, что курс общения в древнегреческих школах красноречия состоял на десять процентов из обучения самому красноречию и на девяносто процентов из обучения умению слушать. Замечено, ...
