Комплекс неполноценности

Главной целью и сверхзадачей человека Адлер считал его попытки преодолевать комплекс неполноценности с тем, чтобы быть сильным и могущественным, и преуспевать в соответствии с личностным определением индивидуумом того, что означает успех. Впервые это явление Адлер усмотрел в желании своих пациентов быть похожим на мужчину, а не женщину, быть мужественным, а не женственным. Этому всепоглощающему желанию Адлер присвоил термин "мужской протест".

Обе части этого понятия требуют дальнейшего разъяснения. Слово "протестовать" Адлер использует не только в обычном его смысле как синоним к слову "возражать", но также и к слову "отстаивать". А "мужской" не имеет ничего общего с физиологическими половыми характеристиками мужчины. Скорее это относится к общепринятому в нашей культуре статусу мужчины, по своему уровню стоящему выше женского, и к тому, как индивидуум реагирует на это.

Термин "мужской протест" Адлер ввел в работе по психологическому гермафродитизму (1910), которая затем стала самой важной его работой. Гермафродитизм означает присутствие в каждом индивидууме в различных пропорциях биологических компонентов другого пола и приравнивается к бисексуальности. Психологический гермафродитизм означает соответствующее присутствие в личности характерных черт противоположного пола в зависимости от его сексуальной конституции.

Сегодня, как "гермафродитизм", так и "бисексуальность" приобрели другое значение. Гермафродитизм означает врожденное наличие признаков мужского и женского пола у одного и того же животного организма (двуполость), в то время как бисексуальность предполагает одновременное существование гомосексуальных и гетеросексуальных отношений.

Адлер отказался от признания прямой зависимости гермафродитизма от биологических факторов. В противоположность Фрейду (1905) он установил, что эти факторы в лучшем случае имеют косвенное значение и что индивидуумы обоих полов имеют возможность быть более "мужским" или "женским", в зависимости от того, что они предпочитают сами и что наилучшим образом служит их целям. В этом контексте становится важным, что мы живем в эпоху мужского доминирования, которая создала более благоприятные условия и стереотипы отношения к мужскому полу, нежели женскому. Таким образом, представители обоих иолов более предпочитают быть "как мужчина", а не "как женщина". Это и есть мужской протест, который в мягкой форме довольно распространен в обществе, а в крайней форме проявляется у неврастеников.

Когда Адлер представил эти размышления перед Венским психоаналитическим обществом, он знал, что "затрагивает наиболее деликатную часть в области психоаналитического исследования*; и он был прав. Именно эти взгляды и привели к разрыву с Фрейдом, а работа Адлера по данной теме стала наиболее часто цитируемой Фрейдом в дискуссиях с Адлером.

"Все, что относится к либидо, имеет мужской характер; все, что относится к сдерживанию побуждений, имеет женский характер . То, что предлагает нам Адлер, это не что иное, как изменение понятийного аппарата, в связи с чем мы теряем ясность".

Замечание Фрейда поначалу приводит в некоторое замешательство, хотя и выявляет тем самым решающее различие. "Либидо-сдерживание" относится к предполагаемому основному неосознанному конфликту в психической структуре человека, который характеризуется заумными абстрактными терминами, в то время когда "мужское — женское" относится к столкновению компромиссов на психологическом уровне и формулируется более конкретно. Хотя вся проблематика, связанная с мужским протестом, никогда не находилась в постоянном поле зрения Фрейда, для него мужской протест стал настоящим камнем преткновения по отношению к Адлеру; и это состояние не ослабевало до конца его жизни.

Несмотря на некоторое умаление понятия "мужской протест", Фрейд тем не менее молчаливо признал глубину теоретической мысли в адлеровской концепции, обнародовав через три года несколько собственных понятий, обслуживающих те же самые функции.

Поначалу Фрейд думал, что адлеровский "мужской протест", основанный на диалектике мужского и женского начал, можно было просто свести к его собственным основным концепциям того времени — "либидо" и "сдерживание побуждений". Однако оказалось, что Фрейду пришлось дальше разрабатывать свою теорию с тем, чтобы представить альтернативу для деталей социального порядка, введенных "мужским протестом".

Таким образом, адлеровская концепция мужского протеста означала следующее: а) ощущение неполноценности из-за наличия женских признаков на данный момент (тезис); б) цель для достижения в будущем мужской силы и превосходства (антитеза); с) стремление и продвижение от а) к б). В то время как конечной фазой фрейдовской динамики было достижение субъектом удовлетворения своего побуждения, для Адлера понятие "цель" значило стремление личности к самосовершенствованию.

Еще по теме:

Кондуктивное воспитание и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП)
Кондуктивное воспитание и обучение при ДЦП включает комплексную методику лечебно-педагогического воздействия с использованием регулирующей функции внутренней речи, ритмической организации движения. С этой целью стимулируют ребенка выполня ...

Проблемы молодежи и государственная молодежная политика
Технологии социальной работы с молодежью — важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно ...

Специфика формирования гендерных стереотипов славянского этноса
Древнеславянское язычество не отличалось ни особым целомудрием, ни особой вольностью нравов, считая сексуальность, как и многие другие народы, космическим началом. Растянувшийся на несколько столетий процесс христианизации Руси, в который ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru