Возникновение электоральной интеграции возможно лишь в том случае, когда избиратели лояльны к тому, что на место компромиссного идеала становится именно квазиидеал.
Исследования и прямые наблюдения за поведением избирателей на предвыборных собраниях показывают ряд особенностей названной выше подмены. В сценарий любого подобного собрания включено выступление кандидата или его доверенного лица с изложением предвыборного послания (программы кандидата).
Предвыборное послание – система обещаний кандидата, связанных с решением каких-либо проблем, как правило – из группы социальных.
Подавляющее большинство присутствующих на предвыборных собраниях избирателей не оценивает обещания кандидата как достоверные, однако если обещания либо не даются, либо кандидат объективно раскрывает трудности в решении проблем и точно оценивает возможность их положительного решения, то популярность такого кандидата снижается. Причина состоит в лояльности к квазиидеалу.
Одной из проблем, постоянно стоящих перед специалистами по электоральной интеграции – политтехнологами – является поиск словесного обозначения той идеи, которая планируется как основа для объединения электората. Речь идет о так называемом политическом языке, который все глубже проникает во внутренний мир человека (И.Вольфсон), включается в его внутренний лексикон.
Экспансия языка политики особенно заметна у молодых людей, которые, с одной стороны, в большинстве демонстрируют аполитичность, с другой – рассуждая о происходящем в стране, повторяют более или менее внедренные в общественное сознание лозунги – слоганы. Подмена вербализации собственного отношения к социальным явлениям лозунгом позволяет не думать, поскольку лозунг дается в готовом виде.
Следует отметить, что поток политических воздействий, состоящий из разнонаправленных лозунгов и призывов, образует в массовом сознании хаос. Поиск средств словесного воздействия на электорат является не столько выбором новых, сколько подбором наиболее эффективных среди сложившихся в общественном сознании на момент исследования.
Электоральная география занимается изучением политических предпочтений населения, по своей направленности она является не чем иным, как географией выборов.
С точки зрения одного из специалистов в данной отрасли А.Манакова, политическая ситуация в любом регионе России складывается из двух составляющих. Первая составляющая - политические предпочтения населения. Вторая составляющая - структура и влиятельность региональной элиты, её политическая ориентация и способность контролировать ситуацию в регионе.
Предметом исследования электоральной географии являются региональные различия в политических ориентациях населения. В целях получения политико-географической карты проводится сравнительный анализ результатов голосования в разных территориях. Это позволяет выявить географические соотношения партийно-политических сил.
Существует практическая заинтересованность всех политических сил в объективной информации о влиянии в массах отдельных политических партий, избираемых кандидатов, популярности их избирательных лозунгов и программ.
Среди объективных факторов, оказывающих влияние на исход выборов, выделяются социальные характеристики общества: возрастная структура населения, уровень жизни, уровень безработицы, доля лиц с высшим образованием, региональная политическая культура и другие. Например, в сельских районах, где велика доля лиц пенсионного возраста, преобладают консервативные настроения, а там, где в возрастной структуре населения наблюдается перевес молодёжи и лиц среднего возраста, распространены более радикальные настроения и реформаторские взгляды [4].
Еще по теме:
Проблемы молодежи и государственная молодежная
политика
Технологии социальной работы с молодежью — важная часть технологического арсенала социального обслуживания не только потому, что проблемы этой социально-демографической категории населения весьма обширны и трудны, но и потому, что именно ...
Территориальное поведение
Уже у кольчатых червей и низших моллюсков наблюдаются первые проявления территориального поведения, что выражается в приуроченности жизнедеятельности к постоянно занимаемому участку, на котором располагается и убежище («дом») животного. П ...
Ценностные ориентации как фактор адаптации китайских граждан в России
В последние годы существенно возросло число китайских граждан, пребывающих в Россию. По данным различных исследований, проведенных в России, в процессе адаптации к новой культуре китайские граждане переживают негативные эмоциональные сост ...