Психология власти

Страница 2

Политический миф – разновидность социального мифа, используемая в практике власти.

По определению, миф – вымысел, нечто недостоверное, невероятное, фантастическое. Мифы на ранних стадиях развития общества связаны с мифологией, более или менее систематизированной совокупностью легенд, сказаний на культурные и космогонические темы, в которых отразились примитивные фантастические представления людей на самых ранних ступенях развития человеческого общества. Согласно теории К. Юнга значительная часть мифологии – это представленные в зримой символической форме бессознательные, архетипические структуры социума. Бессознательное при этом понимается как коллективное социокультурное, как не эксплицированная до конца информационная программа функционирования и саморазвития социума. Мифологический мотив не приходит извне, но зарождается, по Юнгу, органически, возникает из почвы бессознательного.

В мифе неразрывно сочетаются вымысел, вера, знание, но сущность мифа не сводится ни к одному из них. Она состоит, по Кессиди, не в объяснении, а в объективировании субъективного (коллективно-бессознательного) переживания и впечатления. При этом порождения фантазии принимаются за подлинную реальность внешнего мира. Представитель архаического социума не способен рационально проанализировать ту или иную мифологему, и в результате образный мир, сформированный мифологическим восприятием, полностью подменяет собой очевидную реальность, которая на самом деле существует. И.Парфенов характеризует миф – не столько как миропонимание, сколько как мироощущение, на котором и основано сознание архаического человека. Миф не поддается логическому мышлению, хотя в нем можно найти элементы логики, рационального. В то же время, рациональное не определяет сущность мифа. Миф удобен для восприятия человека, понимать миф можно не думая, более того, попытка рационально отнестись к мифу разрушает его. Именно удобство мифа и делает его средством контроля сознания, проводником социальных установок.

В психологии позицию человека по отношению к мышлению иногда определяли как принцип экономии мышления. Позднее это выразилось в высказывании: «Мы предпочитаем вспоминать, а не думать». Поэтому вполне понятно, что мифологические черты присущи и сознанию современного человека.

А. Леонтьев, описывая образующие сознания человека, выделил значение, смысл (личностный) и чувственную ткань сознания. Надо обратить внимание на то, что рациональный компонент - «значение» - один, а два других – субъективны.

До значения еще нужно дойти, его усваивают, вскрывают, приобретают и хранят, личностный же смысл и чувственная ткань сознания есть существуют безусловно. В природе человека содержится склонность к мифологическому мышлению.

Отсюда любовь к сказкам в самой разной форме – детективы, религии, чудодейственные средства в медицине и проч

Неотвратимость социальной мифологии общеизвестна. В настоящее время это, в частности, подтверждается разговорами об идеологическом вакууме, отсутствии национальной идеи.

Типичными социальными мифами являются мифы об обществе, идеологии, агрессивности или миролюбии тех или иных народов, «богоизбранности», союзниках и противниках.

Социальные мифы в доступной и образной форме дают ответы на вопросы о происхождении государства, языка, права, власти, социального неравенства.

Пример социального мифа – миф о «золотом веке», о далекой счастливой стране. Народная мудрость утверждает: «Хорошо там, где нас нет». Я. Любивый подразделяет социальные мифы на прогностические (например, о «светлом будущем») и объясняющие (о происхождении общества, культуры).

Если мыслители и политики прошлого пытались найти пути для достижения того, что воспето мифом, то возникали социальные утопии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний
Перечислим основные психогенные травматизирующие факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний. 1. Ситуации кратковременные, но резко затрагивающие личность в силу индивидуальной значимости травмирующих воздействий: а) ситуа ...

Аддиктивные формы отклоняющего поведения
Девиантное поведение подразделяется на две группы[11] [15]: 1. Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья , т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды ...

Ощущения
Ощущения считаются самыми простыми из всех психиче­ских явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цент­ральной нервн ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru