Деятельность Антона Семеновича Макаренко

Полезная информация » Девиантное поведение подростков » Деятельность Антона Семеновича Макаренко

Страница 1

Также важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».

Основа воспитательной системы Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел в формировании коллектива через трудовое воспитание. В этом его предшественником был Песталоцци с его трудовой системой.

Для перевоспитания подростков Макаренко в своих колониях использовал принцип «сожженной биографии». Это помогало подросткам нацелиться на устремленность в реальность и в будущее. Также Макаренко использовал приём «педагогического взрыва», он же был и его автором этого приёма.

Главную силу коллектива он видел в общественном мнении. Он старался не допустить в своих колониях конформизма, приспособленчества. Макаренко допускал наказания: в случае вреда коллективу наказания вносил товарищеский суд. В его колониях было развито самоуправление. Выборные командиры руководили разновозрастными отрядами.

Лозунг Макаренко был: «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

В своих колониях Макаренко использовал трудовое воспитание.

Внешней организацией колоний были военизация (например, строй, форма, оркестр) и театрализация (устроение праздников).

Макаренко вывел закон движения коллектива - коллектив постоянно совершенствуется через новые мероприятия и совместную деятельность. Также это организация новых перспектив, использование ранее имеющихся, постановка дальнейших перспектив. Макаренко говорит о том, что правильно воспитывать коллектив, это - «Окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день»

В элементы воспитательной технологии Макаренко входили: тон и стиль общения (мажор), традиции как признак долговременности коллектива, большая роль актива, воспитательные требования, трудовое производственное воспитание.

Учение А.С. Макаренко о коллективе

Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение- форма жизни коллектива, остановка-форма его смерти. Он также выделил несколько стадий преобразований группы, прежде чем стать коллективом:

1)Первая стадия- становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, её целями, задачами, ценностями. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и организации.

2)Вторая стадия- на ней усиливается влияние актива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Основная цель педагога на этой стадии- максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. В общей атмосфере доброжелательности, по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности. Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий, поэтому в нём неизбежны скачки, остановки, движения вспять.3)Третья стадия - характеризует расцвет коллектива. Члены коллектива предъявляют больше требований к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствуют о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Эмоциональное развитие в раннем детстве
Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на ...

Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры
Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи [3], [14], [19], [21], [25], [26]. Однако вопрос о сходстве и различиях научно-психологического и богословского подходо ...

Семьи с одним родителем
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери) ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.inminds.ru