Понятие личности и ее психологическая структура.

Полезная информация » Человек как субъект и объект деятельности следователя » Понятие личности и ее психологическая структура.

Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого рода, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип в последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальней шее развитие.

Каждый индивид, человек обладает неповторимыми особенностями, отличающими его от других. Нет двух людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей - каждый человек уникален, своеобразен, неповторим в своей индивидуальности. Кстати, индивидуальностью обладают не только люди, но и животные.

Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условием своего бытия. То есть происходит посте­пенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится, и о человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» - на связь человека с обществом, с социальной средой. Когда индивид

Сознательно и целенаправленно выполняет определенную деятельность, познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его называют субъектом.

В психологии нет единого определения личности. Существуют различные подходы к ее характеристики:

• личность - субъект и объект общественных отношений (Г.А. Ковалев)

• субъект деятельности (А.Н. Леонтьев) в дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем (К.К. Платонов)

• совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн)

Именно определение Рубинштейна отражает понимание личности как единого целого (биологического, психического и социального), когда внешние причины, социальный опыт человека, действуют, преломляясь через внутренние условия, его психику, сознание.

Что же является источниками развития личности? В истории психологии существовали различные подходы к решению этого вопроса. Основными являлись биогенетическая теория, согласно которой источники развития человека заложены в нем самом наследственностью, процесс развития происходит спонтанно, а обучение, воспитание, социальная среда могут лишь несколько ускорить или замедлить этот процесс биологического созревания; и ооциологизаторская теория, по которой источники развития человека находятся в окружающих социальных условиях и становление человека происходит под их влиянием.

Обе эти крайние точки зрения на процесс развития чело­века абсолютизируют один из факторов, исключая собственную активность человека. В действительности личность - не просто результат биологического созревания или отпечаток условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого преобразуется и окружающая действительность, и он сам.

Основу личности составляет ее структура - относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. Психологи включают разные компоненты в структуру личности. Рассмотрим одну из структур личности - структуру личности К.К. Платонова. Он включает следующие компоненты:

• направленность

• социальный опыт (знание, умение, навыки)

• психические процессы (познавательные, эмоционально-волевые)

• психические свойства (темперамент, характер)

• половые различия

• возрастные особенности.

В личности выделяют следующие сферы: потребностно-мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, индивидуальных особенностей. Изучению познавательной, эмоционально-волевой сфер буду посвящены специальные лекции. В рамках данной темы мы рассмотрим потребностно-мотивационную сферу и сферу индивидуальных особенностей.

Еще по теме:

Способности и степени их развития в художественном творчестве
Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, ум ...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания
В настоящее время проблемой лечения и профилактики синдрома эмоционального выгорания занимаются как медики, так и психологи. Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от разв ...

Инстинкт и научение в поведении насекомых
Долгие годы господствовало мнение будто насекомые и другие членистоногие являются существами, поведением которых руководит жесткий «слепой инстинкт». Это представление укоренилось преимущественно под влиянием работ выдающегося французског ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru