Теории эмоций

Страница 1

Широкую известность в психологии получила теория, объясняющая происхождение эмоций, их связь с органическими процессами, предложенная почти в одно и то же время американским психологом У. Джемсом и датским ученым К. Ланге. В историю науки она и вошла под двойным названием как теория Джемса – Ланге.

Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Разница, которая впоследствии обнаружилась во взглядах У. Джемса и К. Ланге, была небольшой. У. Джемс полагал, что телесные изменения непосредственно следуют за восприятием возбуждающих факторов – стимулов, а эмоция есть не что иное, как наше ощущение уже произошедших органических перемен. К. Ланге же считал, что сенсорные стимулы возникают непосредственно в рецепторах кровеносных сосудов, что эти сосуды в первую очередь реагируют на внешние воздействия, а эмоции проявляются затем как отражение происшедших в них изменений.

Суть концепции Джемса – Ланге с последовательностью постулируемых ею событий, приводящих к возникновению эмоций, схематически можно представить так:

Напомним последовательность фаз, указанных выше:

восприятие ситуации;

органические проявления;

осознание этих проявлений.

Известно, что человек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытать новую, внушенную ему эмоцию. Но эти факты позволяют лишь констатировать, что существует связь между двумя – органическим и психическим – аспектами эмоции. Однако Джемс утверждает большее: осознание органических изменений и есть эмоция.

Поскольку эта теория не может быть ни доказана, ни опровергнута, возражениям против нее недостает обоснованности.

Одно из таких возражений сформулировал сам Джемс: эмоция усиливается, когда задерживается ее физическое проявление (попытка удержаться от смеха). Наоборот, известно, что рыдания приносят некоторое облегчение. Джемс легко опровергает эти мнимые возражения против своей теории, замечая, что «во время экспрессии эмоция всегда чувствуется. После экспрессии мы более не испытываем эмоции». С другой стороны, первоначальная эмоция может превратиться в другую эмоцию в результате изменения ее органических проявлений.

Концепция происхождения эмоций Джемса–Ланге наряду с одобрением встретила ряд возражений. Наиболее серьезные замечания в ее адрес были высказаны У. Кенноном, который одним из первых обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие существующих у человека эмоций. Кроме того, внутренние органические структуры, в частности, кровеносные сосуды, с изменениями которых К. Ланге связывал возникновение эмоциональных переживаний, малочувствительны и очень медленно приходят в состояние возбуждения. Что же касается эмоций, то они появляются как субъективные состояния почти мгновенно при возникновении эмоциогенной ситуации, по крайней мере, гораздо быстрее, чем на нее своими изменениями реагирует организм.

Самым сильным из возражений У. Кеннона против Теории Джемса–Ланге явилось следующее: искусственно вызываемые у человека специальными средствами органические изменения, те самые, существованию которых У. Джемс и К. Ланге приписывали возникновение эмоциональных реакций, далеко не всегда на деле сопровождаются эмоциональными переживаниями. Но даже в том случае, когда в условиях искусственной органической стимуляции подобные эмоциям переживания все же возникают, субъективно они воспринимаются совершенно иначе, чем те, которые появляются в естественных условиях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Структурные свойства характера
Центральные, стержневые отношения личности, поскольку они определяются общественными отношениями, всегда социально-типичны. Так, центральными, стержневыми отношениями личности являются отношения к людям и коллективу. Поскольку взаимная св ...

Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры
Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочи ...

Научная гипотеза
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru