Человек как субъект

Страница 2

Социальный мир – это мир, в который включается человек таким основным способом как предметная деятельность. Основная единица предметной деятельности – целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и полезное с точки зрения цели и результата. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точки зрения эта линия развития связана, прежде всего, с овладением человеком способами и средствами действий, предоставленными в совокупном человеческом опыте. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоения индивидуумом обобщенного, социального опыта. Дальнейшее использование способов действий, принадлежащих первоначально другим людям, ведет к переводу образцов действий из внешнего мира во внутренний план психической деятельности. После завершения периода ученичества, освоенные способы действий включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе освоенных способов действий, вырабатывать новые способы и приемы деятельности. В этом смысле субъект деятельности становится одновременно субъектом познания и сознания. В этом сознании актуально интегрированы как единицы непосредственного отражения реальности – «чувственная ткань» сознания (ощущения, образы, движения, действия), так и единицы, определяемые речью, переданные опытом других людей, – значения и возникающие в связи с ними смыслы.

Овладение разнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психической деятельности, посредством которой предметные действия и деятельность регулируются.

Психические качества формируются в деятельности, но сама деятельность этими качествами не обладает, они принадлежат субъекту. Когда же мы пытаемся постичь деятельность субъекта не со стороны способов ее осуществления, а с точки зрения того, что определяет для человека саму необходимость деятельности и ее освоения, ее ценность, направленность, деятельность выступает как реализация определенного отношения человека к миру (включающему его самого). Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения с взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая деятельностью, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например, обучаясь, ребенок в свою очередь становится субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения это не нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона личности, являясь социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается, включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном быте, и поэтому безличны, объективны. Вместе с тем они внутри, в нем самом, как личности, и поэтому субъективны.

Утверждение единства, но не тождества между понятиями «индивид» и «личность» предполагает необходимость понять следующее: может ли быть фактом то, что существует индивид, который не является личностью, или же личность, без индивида как конкретного носителя. В принципе может быть и то, и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых имеет всегда общественно-исторический характер.

Психические процессы, определяющие деятельность, не имеют самостоятельной линии развития. Таким образом, необходимо выделить некоторое начало, которое определяет психическое развитие человека и тенденции этого развития.

Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая на этой ступени уже сложилась. Ему нет нужды повторять, в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю. Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенные функции, определенную общественную позицию, которые не идентичны функциям и позициям других индивидов. В своем развитии индивид начинает с овладения культурой того времени и той общности, к которой он принадлежит. Вся генетически закрепленная система свойств и механизмов является исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, в том числе и психического.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Художественное творчество
Свой специфический характер имеет и художественное творчество — работа писателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на все представления о вдохновении, внезапном наитии и т.д., особенно распространенные именно по отношению к художестве ...

Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения ...

Патохарактерологический диагностический опросник
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строением тела имеют склонность к заболеваниям, кот ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru