Человек как субъект

Страница 1

Исследование универсальности человека как субъекта, способного не только к практически духовному воспроизведению любой сферы объективной действительности, но, прежде всего к созданию из вещества природы таких объектов, которые природе самой по себе не присущи – всех объектов цивилизации. Универсальность человека связана с всеобщими возможностями его деятельности как общественного существа.

Человек является универсальным «мыслящим телом», которое в своих действиях отражает формы множества любых других тел.

Иными словами, универсальность – это свойство мыслящего тела как субъекта орудийно опосредствуемого формообразования, которое согласуется с логикой универсальной связи вещей. Универсальность – не прирожденная, а исторически формирующаяся в обществе и онтогенетически приобретаемая способность человека.

Сущность человека – это ансамбль всех общественных отношений. Следовательно, человек относится к своим общественным отношениям как к собственной сущности, а тем самым и к самому себе как к родовому существу. Наличествует удвоение отношений. Человек удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно. Таким образом, благодаря сознанию индивид вместе с тем есть и родовое (или всеобщее) существо.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, это три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).

Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целесообразной деятельности, в котором ничто не принимается на веру, и все требует доказательств: истинность знания требует доказательства, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости и при этом опять-таки требуются доказательства или практическая проверка, хозяйственная деятельность оценивается с точки зрения полезности. Это суровый мир, в котором нельзя просто так сказать: я знаю, ответом будет требование докажи, приведи факты. Нельзя просто сказать я умею – ответом будет сделай, покажи. На заключение что это полезно – в ответ человек услышит, как это использовать. Это мир, где особо ценятся те знания и способы действий, которые могут быть представлены людям в доступном для понимания и повторения виде, и переданы другим. Они теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики. Это мир, где нет «моего» или «его» восприятия, а есть «истинное» или «ложное», где высказывание «эта вещь мне дорога» бессмысленно, а имеет смысл – «эта вещь мне полезна». Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения будет действовать на предмет, независимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объектных отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность ходить на двух ногах, структура мозга обеспечивает возможность интеллекта, строение рук перспективу использования орудий труда, рисовать, писать и т.д. И этим младенец уже человек. Своими возможностями он отличается от детеныша животного. Этот факт доказывает принадлежность младенца к человеческому роду, в отличие от детеныша животного, которого сразу после рождения на свет и до конца его жизни называют особью.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве он включается в исторически сложившуюся готовую систему общественных отношений. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром – это становление и развитие человека как субъекта предметной деятельности.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Социально-психологические аспекты алкоголизации населения
В этом контексте профилактика социально-значимых болезней приобретает особое значение, т.к. оказывает воздействие не только на качество жизни больного, но и на его социальное окружение и общество в целом. Одной из таких болезней является ...

Ценности и ценностные представления.
Ценности, как известно, составляют ядро культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира. Они же как интимное достояние личности представляют прибежище свободы личности и выводят ее в область социаль ...

Определение, этиология, основные формы
Термин "церебральный паралич" употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. Причина церебрального паралича - поражение ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru