Исследование групповой сплоченности детей

Полезная информация » Ценностные ориентации у подростков » Исследование групповой сплоченности детей

Страница 2

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Любая из социальных или межличностных ролей усваивается человеком еще в детстве в среде сверстников и в родной семье. Эта роль становится привычкой, основной манерой поведения. Роль рассматривается как стереотипный ряд заученных действий, воспроизводимых в социальной ситуации, в частности в ситуации взаимодействия людей друг с другом.

Человек накапливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти сведения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения по отношению к этому человеку и позволяющему ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия последнего.

К старшему школьному возрасту у учащихся развивается интерес к внутреннему миру человека. В подражании старшего школьника для нас существенно то, что на смену копированию внешнего поведения старших и сверстников приходит подражание их внутренним качествам, их чертам характера.

Отношения в триаде «ребенок – мать – отец», с одной стороны характеризуются смесью комплементарности и взаимности, а с другой – позитивным эмоциональным фоновым настроением. Таким образом, если позитивные родительские образы сопровождают ребенка с самого раннего возраста и постоянно подкрепляют развивающиеся «Я», мягко и твердо направляя его отношение к идеалам, – то взрослое «Я» возникает приблизительно к 18 годам. Для такой личности будет характерна уравновешенная самооценка, уверенное стремление к своим целям и идеалам, энтузиазм, радость и гордость за себя и свои успехи, уверенность в своих силах, уверенность в своем «Я».

Целью нашего исследования было изучение восприятия типов родительского отношения девочками-подростками. В исследовании приняли участие 30 девочек в возрасте 14 – 15 лет и 31 девочка 17 – 18 лет, учащихся старших классов школы.

При проведении нашего исследования использовались следующие методики: 1. Опросник «Поведение родителей и отношение подростка к ним» (ADOR); 2. Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок».

При обработке опросника «Поведение родителей и отношение подростка к ним» получены следующие результаты: при сравнении преобладающих типов родительского отношения матери к девочке выявлено, что по сравнению с 14 – 15 годами, к 17 – 18 годам отмечается появление дисгармонично-непоследовательного типа отношения (16%), увеличение процента отвергающее-остраненного типа отношения с 14,3% до 25,8%; снижение встречаемости враждебно-подавляющего (28,6% – 9,5%) и открыто враждебного (9,5% – 0) типов отношения. Данные по гармоничному отношению изменяются незначительно: 47,6% – 48,5%.

При анализе результатов типа отношения со стороны отца следует отметить снижение процента дисгармонично-непоследовательного типа с 9,5% до 0, но увеличивается процент отвергающее-отстраненного отношения (9,5% – 25,8%), и враждебно-подавляющего типа (9,5% – 29%), снижается количество оценок родительского отношения как гармоничного с 71,5% до 45,2%. Открыто враждебный тип отношения со стороны отца не отмечен.

При анализе результатов по опроснику «ВРР» выявлено, что при сравнении характеристик воспитания матери результаты у девочек 14 – 15 лет и девочек 17 – 18 лет по шкале Требовательность снижаются с 80,9% до 67,7%, по шкале Контроль с 100% до 87%. Значения по шкалам Сотрудничество (100%), Принятие (95,2% – 96,7%) и Согласие (90,5% – 93,5%) не изменились. Отмечено увеличение значений по шкале Последовательность (66,7% – 96,7%).

При оценке характеристик воспитании со стороны отца изменений в сторону увеличения значений не отмечены, а наблюдается снижение по шкалам Требовательность (81% – 58%), Близость (95,2% – 77,4%), Сотрудничество со 100% до 84%, Согласие (90,5% – 80,6%). Не изменяются или изменяются незначительно значения по шкалам Строгость (28,6% – 32,2%), Контроль (100% – 83,9%), Принятие (95,2% – 96,7%), Последовательность (90,5% – 90,5%).

Также наблюдается тенденция снижения авторитетности обоих родителей: матери с 57% (группа девочек 14 – 15 лет) до 51,6% (группа 17 – 18 лет) и отца с 71,4% до 51,6%. Удовлетворенность отношений с матерью снижается со 100% до 71%, удовлетворенность отношений с отцом снижается с 80,9% до 74,2%.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Эмоциональное неблагополучие детей
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, ин ...

Понятие «семья», влияние семьи на психическое развитие детей
Определяющая роль семьи для развития и воспитания ребенка подчеркивается в «Законе аб адукацыі Рэспублікі Беларусь», а также в Конвенции о правах ребенка. Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанн ...

Структура общения
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и персептивной. Коммуникативная сторона общения (или ком ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru