Психологи в семье выделяют 3 типа ориентаций на взаимоотношения:
1. Эгоцентрическая ориентация. В центре «Я», мои интересы, желания и цели; остальные предметы и люди – это средства для удовлетворения или препятствия к достижению. Эгоцентрики любят вступать в конфликты.
2. Альтероцентрическая ориентация. В центре стоит другой человек; себя человек считает средством для удовлетворения потребностей другого человека.
3. Социоцентрическая ориентация. Главная ценность – это семья; учитываются интересы как свои, так и чужие.
На формирование ценностных ориентаций оказывают большое влияние типы родительских семей и стереотипы поведения в них. Существует несколько типов семей:
1. Традиционная, где воспитывается уважение к авторитету старших. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные социальные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей, так как у них отсутствует гибкость в общении и инициативе.
2. Детоцентрическая, где главным считается обеспечение счастья ребёнка. Как правило, присутствует симбиоз ребёнка и взрослого. При этом у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но велик риск социальной дезадаптации.
3. Супружеская (демократическая), где целью является доверие, принятие и автономность членов семьи. Учитываются взаимные интересы; дети усваивают демократические ценности, развивают активность, уверенность, самостоятельность. Но у них может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.
Для стабилизации взаимоотношений между супругами в семейном консультировании существует ценностный подход, который предусматривает устранение противоречий путём ориентации на высшие ценности, а не на обычные эгоистические потребности. Данный подход довольно популярен. Он основывается на понятиях о том, каким должно быть супружество с индивидуальной точки зрения и с точки зрения общественной зрелости. Семейные представления определяют не только то, что именно представляется индивиду само собой разумеющимся и неизменным, но и то, какую информацию индивид стремится получить, попав в ту или иную ситуацию. Постулаты играют немалую роль в формировании и функционировании образа семьи. Семейные представления определяют содержание постулата, причём не только тогда, когда индивид думает о своих взаимоотношениях, но и когда оценивает реальное поведение. Содержание семейного постулата "ситуативно". Семейные постулаты направляют процесс активизации семейных представлений. Они также выполняют интегрирующую функцию: соединяют общие, семейные представления индивида с его представлениями о своей семье. [14]
Если существуют правила, удобные для одних членов семьи, и они заставляют других жить по ним, то это превращает семью в закрытую систему. Закрытая система характеризуется следующими ситуациями:
-Низкая самооценка;
-Спутанное, непрямое общение;
-Стиль общения неэффективный;
-Устаревшие, жёсткие правила;
-Результат деструктивный, так как вся атмосфера семьи пронизана страхом.
Еще по теме:
Развитие практической психологии и педологии в
20—30-е гг
Исследования детского развития продолжались и после 1917 г., так как, в отличие от философов, ведущие ученые, занимавшиеся этими проблемами, не эмигрировали и не были высланы из страны. Однако уже в первые годы советской власти появились ...
Проблемы адаптации школьника при переходе из начальной школы в среднюю
Педагоги и родители все чаще наблюдают нежелание детей учиться, что у одной категории детей проявляется уже в начальной школе, а у других детей оно формируется лишь к средней или к старшей школе. В любом случае к концу школьного обучения ...
Проблемы и противоречия демографического
развития россии
Динамика численности и структуры населения в России. Смена естественного прироста населения его естественной убылью (депопуляцией). Современная демографическая катастрофа в России, ее специфика, контекст и тенденции (разразилась не под во ...
