Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает юноша, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого юноши, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Юношеское беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желанием выглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушек половые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности, а значит и на общий уровень самооценки. [6;19] Также можно отметить влияние физиологического взросления на формирование «чувства взрослости», то есть проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом.
Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) юношей себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Юношеская рефлексия, хотя и поднимает юношу на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность юноши на самого себя. Юноша углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором юноша самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях юноши. Интересно то, что оценка своих качеств юношей производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с «эталоном взрослости». Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит, поведение юноши зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании. [19;23]
Юноша живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений юноши на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков юноши. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.
Еще по теме:
Игра как средство изучения особенностей детского общения
Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одновременно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаимоотношениях.
В нашем опыте система игровых ситуаций была использована для ...
Принципы и модели
педагогической профилактики
В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправление» последствий наркотизации - медики разрабатывают все новые и новые методы лечен ...
Профессионализм и профессиональное самосознание
Профессионал - это « .тип отношения к миру, который характеризуется «дистантным» отношением к предмету, и рациональным преобразованием жизненного материала»[1].
Профессионал отличается особым отношением к миру, ценностной установкой, дом ...
