Живя в обществе, человек должен включиться в систему удовлетворения потребностей. Иначе он не сможет пользоваться благами этой системы. Для того, чтобы система работала, необходимо, чтобы каждый гражданин общества был элементом системы и выполнял определенную функцию, а взамен имел право пользоваться благами системы пропорционально важности и величине своей функций. Важность функции определяется степенью незаменимости её носителя. Число функций, требуемых системе, ограничено и определено. Важных функций меньше, маловажных - больше.
Человеческие желания и стремления намного превышают число функций, необходимых системе. Поэтому возможны два варианта выбора функции человеком. В первом, наиболее желательном случае, выбранная человеком функция на основании его собственных стремлений, побуждений совпадает с функцией, необходимой системе. Во втором случае выбранная человеком функция, опять-таки на основании собственных стремлений и побуждений, не совпадает с функциями, необходимыми системе. Значит, человеку необходимо совершить над собой насилие и выбрать одну из отведенных ему системой функций. В противном случае, человек не сможет пользоваться в полной мере благами системы. Следовательно, не будет иметь условий для развития и самореализации.
Каждый человек от природы наделен определёнными психическими свойствами — задатками. На основании задатков под влиянием воспитания и среды формируется личность. Личность стремиться к саморазвитию, самореализации. Этот процесс предполагает определенные благоприятные условия: с одной стороны, это удовлетворенность физиологических потребностей, с другой - отсутствие каких бы то ни было границ и ограничений (физических, идеологических и др)
Как уже отмечалось, общественный строй может меняться, в то время как система удовлетворения потребностей остается практически неизменной. Причиной этому является неизменность физиологических потребностей в еде и безопасности, а также духовных потребностей человека как социального существа. Общество не в состоянии удовлетворить весь спектр потребностей, вытекающих из особенностей человеческой природы. Поэтому оно от рождения до смерти человека формирует в нем потребности, стремления, тем самым, функции, которые необходимы системе удовлетворения потребностей. Ввиду своей простоты, система не может удовлетворить потребности высокого уровня в полной мере, поэтому она стремится ограничить человека, ориентировать его, в первую очередь, на физиологические потребности, которые в нем заложены природой. Общественное бытие и общественное сознание накладывают на человека определенные ограничения. Общественное бытие определяет жизненный уровень человека, ограничивая его возможности в потреблении благ. Общественное сознание, включающее политическую идеологию, право, мораль, религию, науку, искусство, философию формирует в человеке ценностную ориентацию и соответствующее ей мировоззрение. Каждая из форм общественного сознания в разной мере связана с общественным бытием. Наиболее тесно с ним связана политическая идеология, в меньшей степени и опосредованно через деятельность государства - мораль, искусство, религия и философия. Последние основываются на традициях, культурном наследии и духовных достижениях прошлых поколений.
Еще по теме:
Направленность личности
Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «дин ...
Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье.
Поскольку семейная коммуникация чрезвычайно сложна, то и причины ее нарушений могут быть столь же сложны и многообразны. Немалую роль играет осознанность процесса, наличие коммуникационного внимания, умения выразить свои чувства в адекват ...
Проблема интенсификации чувственной деятельности и
её динамика в процессе учения. Адаптация и сенсибилизация
Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит ...
