Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка

Полезная информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка

Страница 4

Результаты специальных экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту ценностные ориентации начинают складываться в сложную устойчивую систему, определяющую становление активной жизненной позиции ребёнка. Именно в это время происходит осознание ребёнком себя как самостоятельной личности, и система ценностных ориентации начинает выполнять в мотивационной структуре личности важные функции [38, с. 19].

Учитывая то, что учебная деятельность при переходе из начальной школы в основное звено сохраняет свою доминанту в качестве ведущей деятельности, мы выдвигаем ориентационно-деятельностный в качестве одного из основных критериев преодоления младшими подростками затруднений в адаптации. Этот критерий включает в себя два показателя:

• Успешность в учебной деятельности;

• Ориентационно-ценностную мотивацию. Практически все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребёнка, на основе которой развивается психика, формируется личность, выделяют «отношение кумиру вещей» и «отношение к миру людей» как две стороны существования единого неделимого процесса деятельности. В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельности выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. Л.С.Выготский называл их главными моментами деятельности, определяющими особенности психических процессов; Б.Г.Ананьев употреблял термин «основные формы деятельности», по мнению А.Н. Леонтьева - это линии развития деятельности; в терминологии Д.Б.Эльконина - группы деятельности. Выделение этих двух сторон деятельности определяется не только теоретическим анализом, но и эмпирическим материалом, который свидетельствует об их реальном существовании [41, с. 84]. В предметно-практической деятельности школьник усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает преимущественное формирование его социальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребёнок пытается включиться и на определённом уровне включается в систему этих отношений, как бы«примеряя» себя к обществу, что обеспечивает преимущественное формирование его социальной активности.

В отечественных психолого-педагогических исследованиях было уделено достаточное внимание воспитывающему воздействию организованного детского коллектива на школьника [3, с. 115]. Современные исследования доказывают, что включённость в жизнь коллектива создаёт основные предпосылки для адекватного общения школьника и является важным условием его психического развития [7, с. 94].

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного компонента кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. В отличие от «классического» подросткового кризиса он ещё пока слабо выражен в поведении, во внешних проявлениях; переживания школьников, связанные с такими изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищённость перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учёбы - всё это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности. И путь, по какому пойдёт становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап-переход от детства к отрочеству.

Понятие «адаптация» (adaptatio-прилаживание, приспособление) было впервые введено Г.Аубертом и первоначально означало изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как жизнь любого организма – это, прежде всего непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Данный процесс подчиняется особым психическим закономерностям.

Исследователи, изучающие феномен школьной адаптации, такие как Э.М.Александровская, А.Л.Венгер, Е.А.Ямбург, уделяют огромное внимание динамическим изменениям в процессе адаптации. Большинство исследований показывают, что школьная адаптация заканчивается на 5-6 неделе обучения. Помимо этого выделяются уровни адаптации. При низком уровне адаптации наблюдается её дезадаптация.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности развития организма дошкольника,
Итак, под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо ...

Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала.
Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна. В современном общепринятом нау ...

Доверие как предмет социально-психологического исследования
90-е годы – это годы стремительного роста интереса к доверию как социальному и психологическому явлению. «Доверие называют «социальным капиталом», «скрепами общества», указывая на исключительную важность этой неуловимой, неосязаемой, нефо ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru