Теоретические основы организации и проведения диагностических исследований

Полезная информация » Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников » Теоретические основы организации и проведения диагностических исследований

Страница 2

Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия возможных случайных факторов:

– внешних материальных условий (времени суток, освещенности, температуры, посторонних звуков и т.д.);

– внутренних факторов (времени врабатываемости, скорости утомления и т.п.);

– информационно-социальных обстоятельств (динамики, установление контакта с психологом, наличие других людей в помещении и отношения к ним и т.п.).

Эти факторы так многообразны, что приводят к ошибке измерения. Существует стандартная ошибка измерения, для каждого теста своя но не превышающая нормы.

Валидность, по А. Анастази, – понятия, указывающие нам, что тест измеряет и настолько хорошо он это делает. Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает.

Таким образом, качество любой психодиагностической методике зависит от степени ее стандартизированности, надежности и валидности. При разработки любой диагностической методике ее авторы должны проводить соответствующую проверку и сообщить в руководстве к ее применению полученные результаты.

Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующих отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стэнфорд-Бике. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования:

1) социокультурная адаптированность теста;

2) простота формулировок и однозначность тестовых заданий;

3) ограниченное время выполнения тестовых заданий;

4) наличие тестовых норм для данного теста.

Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

К достоинствам метода тестов относятся:

– оперативность и экономичность;

– количественный дифференцированный характер оценки;

– надежность – главное достоинство теста;

– справедливость – защита от предвзятости;

– оптимальная трудность. На основе исследования составляются задания такой сложности, что средний испытуемый выполняет их на 50 %;

– возможность компьютеризации.

Правила тестирования.

1. Не следует, как- либо менять инструкции, материала, время, отведенное для решения теста или вносить в стандартизированную процедуру какие либо изменения;

2. В ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни хвалить. Каковы бы ни были ответы ученика, их нужно сопровождать сдержанным одобрением;

3. С особым вниманием относится к эмоциональному и физическому состоянию учащихся;

4. Отсутствие взрослых при процедуре обследования.

Соблюдение этих правил и адекватно подобранная методика обеспечивают надежные результаты обследования.

Основная рекомендации, которая касается проведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде современного общества
Особенности поведения студенческой молодежи, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов: 1) возрастом; 2) транзитивностью; 3) социокультурной средой существования; 4) спецификой студенческого колле ...

Общение как восприятие людьми друг друга
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человек ...

История изучения и статистика детской гиперактивности
Понятие ГИПЕРАКТИВНОСТЬ совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действен ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.inminds.ru