Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника

Страница 2

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но и ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

С поступлением ребенка в школу в число ведущих, наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей от 6-7 до 10-11 лет. В целом же с поступление ребенка в школу его развитие начинает определяться уже не тремя, а как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В.В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общение.

Каждый из четырех названных выше видов деятельности имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. Учение здесь только начинается, и поэтому о нем нужно говорить как о развивающемся виде деятельности. Если предстоит совершенствоваться в течение долгих лет жизни, если человек будет, все это время продолжать учится. Однако если процесс развития учебной деятельности идет стихийно, то он занимает длительное время. При продуманной и разумной организации учебной деятельности можно добиться того, что к старшим классам школы ребенок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Очень интересен многолетний опыт экспериментального обучения, организованный группой психологов Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Эти психологи полагают, что наблюдаемые возрастные особенности умственной деятельности объясняется системой усвоения знаний в соответствии с принятыми программами. Составленные Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдововым экспериментальные программы для начальных классов, по мнению авторов, должны формировать у школьников элементы теоретического мышления. Ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается через содержания усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.

У многих детей с поступлением в школу появляются дополнительные обязанности по дому, и это помогает, им быстрее перестроится на новую систему отношений. Важно, чтобы в домашней трудовой деятельности младшего школьника необходимы отражение и применялись те знания и умения, к4оторые он приобретает в школе. Это, с одной стороны, сделает учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой стороны, на практике раскроит детям полезность знаний по основным предметам, которые они изучают в школе, повысит их интерес к учебным предметам. Да и сам домашний труд от этого сделается более привлекательным и в большей степени будет способствовать закреплению на практике получаемых теоретических знаний, воспитанию у детей трудолюбие. Не меньшее значение для интеллектуального развития младших школьников, чем учение и труд, имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются на столько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru